Болит голова, низ живота и заложен нос: что может дать такие симптомы

Боль головы, заложенность носа и боль внизу живота в период простуды

Неприятные ощущения сразу в нескольких частях тела доставляют массу неудобств и значительно снижают качество жизни. Поэтому, когда болит голова, низ живота, а еще заложен нос, хочется быстрее выяснить причину и устранить проблему. Причем это может быть как симптомами одного заболевания, так и сочетание нескольких патологий одновременно.

Причины состояния

Заложенность носа и головная боль связаны часто. Так происходит из-за отека слизистой носовых ходов. В результате их просвет сужается, в организм поступает меньше кислорода. Из-за его недостатка страдает головной мозг, о чем он сообщает человеку через боль.

Отек слизистой носа может возникать из-за гормональной перестройки организма. Особенно сильно на ее состояние влияют эстрогены.

Чувство заложенности носа может сохраняться после длительного использования сосудосуживающих препаратов. Они вызывают привыкание, из-за чего слизистая оболочка постоянно находится в отекшем состоянии.

На фоне длительного стресса также развивается головная боль, которая может сочетаться с чувством нехватки воздуха, который субъективно воспринимается как заложенность носа. Механизм появления симптомов в постоянной активности одной из зон головного мозга. Длительный стресс провоцирует усиление работы нейронов, что истощает нервную систему. Она подает сигнал организму о необходимости отдыха в виде боли.

к врачу терапевту

Возможные заболевания

Чаще всего головная боль и тянущие ощущения внизу живота сопровождают нервное перенапряжение. Из-за действия стресса у многих людей появляется гастрит — воспаление слизистой оболочки желудка. При этом голод не всегда удается заметить вовремя, из-за чего желудочный сок действует на слизистую оболочку, провоцируя неприятные ощущения. Также голод может выражаться головокружением и болью — она регистрируется у 27% людей. При этом живот пациентов беспокоит не всегда.

Сочетания головной боли, заложенности носа и тянущих ощущений внизу живота часто сопровождает беременных. Женщинам с такими симптомами стоит сделать тест или сдать кровь на ХГЧ.

Наличие повышенной температуры при заложенности носа и головных болях может говорить о синусите (гайморите). Это воспаление пазух носа, чаще бактериальной природы. Из-за отека слизистой, скопления гноя и интоксикации болезнетворными микроорганизмами и возникают боли в голове.

Человеку нужно зафиксировать, при каких обстоятельствах наступает боль. Если она связана с голодом, стоит сообщить об этом врачу. Начинают обследование у терапевта. Он собирает анамнез, выслушивает жалобы и направляет на исследования: общий и биохимический анализ крови, ФГДС для исключения гастрита, язвенной болезни и других патологий ЖКТ.

Посетить следует и офтальмолога для осмотра состояния глазного дня. Это поможет выявить зрительное перенапряжение по оценке состояния сосудов.
Оториноларинголог поможет выявить причину заложенности носа. Часто он назначает рентгеновский снимок носовых пазух для оценки их состояния.

Боль головы, заложенность носа и боль внизу живота в период простуды

Пациенты с заложенностью носа часто злоупотребляют сосудосуживающими средствами. Чтобы избавиться от привыкания к ним, необходимо перейти на капли с глюкокортикоидами. Схему применения подбирает врач с учетом длительности состояния и степени эффективности терапии.

Если человек длительно употребляет обезболивающие препараты, боли в животе могут появиться из-за побочного эффекта лекарств. Часто переход на другие таблетки или отказ от них решают эту проблему.

При длительном стрессе и сильных головных болях врач может назначить антидепрессанты. Привыкание к ним длится 2 недели, после чего состояние значительно улучшается, а неприятные ощущения проходят. Современные препараты не вызывают привыкания, их использование безопасно.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории