Как лечить синусит у взрослых?

Синусит — опасное заболевание, так как пазухи находятся близко к головному мозгу. Важно не только облегчить состояние пациента, но и не допустить распространения инфекции. Это нужно для того, чтобы избежать развития серьёзных осложнений.

Причины синусита

Синусит у взрослых

Определиться, почему развился синусит, важно для подбора этиотропной терапии. Причиной заболевания может быть:

• вирусная инфекция — риновирус, вирус Эпштейна-Барра;
  • бактериальное инфицирование — ОРЗ, стрептококк;
  • аллергическая реакция — поллиноз, аллергический риносинусит.

Определить причину заболевания поможет сбор анамнеза, осмотр врача и проведение лабораторных исследований.

к врачу терапевту

Симптомы синусита

Выраженность симптомов заболевания зависит от его этиологии. Но у всех будет общий признак — чувство заложенности носа, головные боли. Симптомы различных видов синусита:

• вирусный — сопровождается выраженным повышением температуры тела, жидким слизистым отделяемым из носа;
  • бактериальный — температура субфебрильная (до 38°С), отделяемое из носа жёлто-зелёного цвета, слизь густая;
  • аллергический — протекает без повышения температуры тела, отделяемого из носа может не быть или оно имеет слизистый характер, может сопровождаться покраснением глаз, появлением сыпи на коже, в том числе на лице;
  • грибковый — встречается редко, возникает на фоне иммунодефицита, течение нетипичное.

Но по одним лишь симптомам синусита у взрослых или детей невозможно достоверно установить этиологию заболевания. Требуется проведение дополнительной диагностики с помощью лабораторных и инструментальных методов.

Методы диагностики

Если клиническая картина соответствует синуситу, врач может назначить дополнительное обследование. Методы диагностики синусита:

• сбор анамнеза — опрос и выяснение обстоятельств, при которых заболел человек;
  • осмотр — оценка припухлости в области синусов и состояния слизистой носовых ходов;
  • рентген — снимок околоносовых пазух для оценки их состояния и проходимости;
  • КТ — самый информативный способ, но дорогостоящий, поэтому используется нечасто.

Инструментальные методы обследования информативны только при остром течении. При хроническом заболевании картина может быть смазана.

Принципы лечения

Подбор терапии зависит от этиологии заболевания и характера течения. Лечение острого синусита:

Лечение синусита у взрослых
  • Жаропонижающие — при температуре выше 38,5°С целесообразно принимать препараты для её снижения (на основе парацетамола: «Панадол», «Парацетамол», или ибупрофена: «Нурофен», «Ибупрофен»).
  • Сосудосуживающие — используются в виде капель для облегчения носового дыхания, отхождения слизи и общего состояния пациента («Називин», «Нафтизин», «Глазолин»).
  • Муколитики — препараты, разжижающие мокроту, действуют и на отделяемое носа, позволяя легче избавляться от слизи («Амброксол», «Амбробене»).
  • Антибиотики — при острой форме чаще назначаются местные средства в форме спрея («Изофра»), но при тяжёлом течении могут быть выбраны и препараты общего действия широкого спектра в форме таблеток, суспензии или инъекций.
  • Антигистаминные — при аллергическом рините назначаются как в форме назального спрея («Дезринит», «Назонекс»), так и в виде капель и таблеток («Зодак», «Зиртек»).

Приём жаропонижающих препаратов не желательно продолжать более 3-х дней. Если сохраняется высокая температура, стоит обратиться к врачу для коррекции терапевтических назначений. Срок применения сосудосуживающих средств не рекомендуется дольше 5 дней. В противном случае возможно развитие привыкания к препарату.

Так как лечить синусит у взрослых и детей можно по-разному, терапия должна подбираться врачом с учётом симптоматики и проведённых исследований. Желательно обратиться к специалисту при первых признаках заболевания, чтобы избежать возможных осложнений.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории