Боль в горле при глотании

Когда сильно болит горло, больно глотать и разговаривать, жизнь будто останавливается. Становится тяжело общаться с друзьями и коллегами, и даже чашечка кофе уже не радует, а приносит дискомфорт. Но жизнь снова заиграет яркими красками, если найти причину этого состояния и устранить.

Болит горло при глотании

Боль в горле при глотании обусловлена наличием большого количества нервных окончаний в этой области. Здесь же расположено лимфоидное кольцо — те самые «миндалины». Это органы иммунной системы, которые первыми реагируют на инфекцию. Поэтому так часто сначала болит горло при глотании, а затем повышается температура и появляются другие симптомы.

Причины появления болезненных ощущений могут иметь воспалительный и невоспалительный характер. Чаще всего это бактериальные и вирусные инфекции. Но могут быть и опухоли, а также сосудистые патологии.

Признаки патологии

Распознать боль в горле не всегда удаётся сразу. Она может носить не резкий характер, а напоминать першение — будто что-то застряло и хочется откашляться. Некоторые характеризуют её как «горло чешется». Но всё это говорит о дискомфорте, локализованном в конкретной области.

Кроме неприятных ощущений в горле, могут появляться симптомы бактериальной или вирусной интоксикации:

• озноб;
  • лихорадка;
  • повышенная потливость;
  • насморк;
  • миалгия;
  • осиплость голоса;
  • быстрая потеря веса.

Но даже без них, если появятся болезненные ощущения в горле — стоит посетить терапевта. Он назначит обследование и необходимое лечение либо направит к более узкому специалисту.

к врачу терапевту

Сильная боль в горле

Причину боли в горле определяет врач. Для этого проводится комплексное обследование:

• осмотр ротоглотки;
  • сбор анамнеза;
  • общий анализ крови;
  • соскоб с миндалин с последующей микроскопией (при необходимости).

Чаще всего такого обследования достаточно для постановки диагноза. Если боли при глотании сохраняются, может быть назначено УЗИ щитовидной железы, ЭКГ, консультация эндокринолога и дополнительные анализы крови.

Сопровождающие заболевания

Поражение горла может возникать при заболеваниях различного характера. Патологии, сопровождающиеся болями при глотании:

• фарингит;
  • ОРВИ;
  • ангина;
  • корь;
  • туберкулёз;
  • травма гортани или пищевода;
  • гонорея глотки;
  • краснуха;
  • абсцесс заглоточного пространства;
  • ангина;
  • кандидамикоз;
  • мононуклеоз;
  • скарлатина;
  • дифтерия;
  • химический ожог глотки;
  • острый тиреоидит;
  • аллергические реакции;
  • лучевая терапия;
  • опухоль щитовидной железы или гортани;
  • остеохондроз;
  • варикозное расширение вен пищевода.

Диагноз ставится на основании данных объективного обследования. В зависимости от заболевания назначается лечение.

Как себе помочь

Лечение горла

Препараты для лечения боли в горле делятся на симптоматические (просто облегчающие состояние) и этиологические (действуют на причину). Самые распространённые методы терапии:

• таблетки для рассасывания — «Граммидин», «Фарингосепт»;
  • спреи — «Стопангин», «Гексорал», «Ингалипт»;
  • растворимые порошки — «Антигриппин», «Инфлюнет», «Фервекс»;
  • растворы антисептиков — «Хлорофиллипт», хлоргексидин, «Люголь», «Мирамистин», «Фурацилин»;
  • антибиотики — назначаются индивидуально. Это зависит от переносимости и чувствительности конкретного возбудителя.

Ещё один вид лечения — ингаляции. Во время процедуры лекарство расщепляется на мельчайшие капли, поэтому проще и быстрее всасывается в кровь, что даёт заметный эффект после нескольких применений.

Эффективность лечения напрямую зависит от правильности его назначения. Поэтому лучше доверить это профессионалу, а не пытаться самостоятельно подобрать терапию.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории