Почему кружится голова и что при этом делать

Головокружение (оно же вертиго) — одна из самых частых жалоб, с которыми сталкиваются врачи. Сам по себе симптом трудно назвать признаком определённого заболевания. Но в некоторых случаях его появление достаточно показательно, чтобы заподозрить патологию.

Причины головокружения

Ответ, почему кружится голова, часто нужно искать в определённой ситуации. Внешние причины вертиго:

Что делать если кружится голова
  • укачивание в поездке/полёте;
  • духота/нехватка кислорода;
  • тепловой и солнечный удары;
  • раскручивание тела в пространстве (самостоятельно или на каруселях);
  • передозировка алкоголем;
  • анемия;
  • интенсивная физическая нагрузка;
  • побочный эффект от приёма некоторых препаратов;
  • пониженное артериальное давление;
  • обезвоживание;
  • заболевания внутреннего уха;
  • гипогликемия;
  • резкая перемена положения тела.

Эти состояния не опасны, а неприятные ощущения проходят при устранении причины. Но головокружение головы может возникать и из-за нарушений в организме:

• патологий половой системы у женщин;
  • поражении вестибулярного аппарата;
  • сосудистых патологий;
  • заболеваний нервной системы.

Если физиологических причин головокружения нет, стоит заподозрить патологию и обратиться к врачу.

к врачу терапевту

Заболевания, сопровождающиеся головокружением

Некоторые патологии сопровождаются головокружением, у которого есть особенности. Заболевания, для которых характерно вертиго:

Почему кружится голова
  • лабиринтит или вестибулярный неврит — длительное головокружение;
  • инсульт — сопровождается онемением половины тела, проблемами со зрением и речью, сильной головной болью;
  • сердечная недостаточность, аритмия, нейропатия — головокружение возникает всегда при перемене положения тела;
  • мигрень — сопровождается головной болью, усиливающейся от светового или звукового раздражителя;
  • сотрясение мозга — возникает после травмы головы;
  • остеохондроз шейного отдела — появляются периодические боли в спине, онемение рук;
  • эндометриоз — сопровождается обильной кровопотерей во время менструации.

В причинах состояния должны разбираться квалифицированные специалисты. Сделать это самостоятельно почти невозможно.

Диагностика состояния

Если у человека внезапно закружилась голова, стоит проверить его на «красные флаги» — признаки серьёзных патологий. К ним относятся:

• запах ацетона — возможна диабетическая кома;
  • невнятная речь, отсутствие возможности назвать своё имя, поднять руки на одну высоту, улыбнуться — признаки инсульта.

При обнаружении этих симптомов нужно вызвать «Скорую помощь».

Причину головокружения устанавливает врач: сначала стоит посетить терапевта. Он направит на анализы и исследования:

Закружилась голова
  • общий анализ крови;
  • ЭКГ;
  • ЭЭГ;
  • рентген костей черепа;
  • УЗИ сосудов головного мозга;
  • УЗИ органов малого таза;
  • рентген шейного отдела позвоночника.

По результатам обследования могут быть назначены дополнительные пробы или обнаружена причина состояния.

Что делать при головокружении

Абсолютно всем нужно знать, что делать, если кружится голова. Это состояние может быть опасно, даже если его причины физиологичны. Порядок действия при головокружении:

• уложить человека так, чтобы ноги были выше головы;
  • оценить состояние: может ли человек объяснить своё состояние или нет;
  • проверить на «красные флаги»;
  • спросить, была ли травма головы.

Если причина физиологическая, достаточно оставить человека в покое и дать отдохнуть. При наличии признаков сотрясения мозга или инсульта стоит вызвать «Скорую помощь».

Лечение головокружения может назначить невролог, эндокринолог, кардиолог, гинеколог. Это зависит от причины, вызвавшей такое состояние. Даже если головокружение возникает только в поездках, стоит проконсультироваться у врача о таблетках, которых могут облегчить перемещение в транспорте.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории