Отёк горла

Отекает горло

Появление отёка горла несёт большую опасность для жизни человека. В некоторых ситуациях это приводит к нехватке воздуха и удушью. Поэтому важно своевременно определить причину состояния и провести адекватную терапию.

Причины отёка горла

Выбор тактики лечения тесно связан с причиной отёка горла. Она может иметь воспалительный или невоспалительный характер. Этиологические факторы отёка горла:

• патологии иммунной системы;
  • заболевания органов дыхания;
  • аллергическая реакция;
  • укус насекомого;
  • опухолевый процесс;
  • травмы.

Обнаружить причину иногда можно самостоятельно: люди помнят о травме или укусе насекомого. Но в большинстве случаев стоит обратиться к врачу для установления правильного диагноза.

к врачу терапевту

Как распознать отёк горла

Понять, что отекло горло, бывает непросто, так как процесс начинается внутри и увидеть его самостоятельно затруднительно. Симптомы патологии:

• боль и дискомфорт при глотании;
  • затруднённое дыхание;
  • скованность движений шеи;
  • иррадиация болей в область ушей;
  • сухой надсадный кашель;
  • ощущение инородного тела в гортани;
  • изменение тембра голоса;
  • визуальное увеличение толщины шеи.

Иногда отёк горла сопровождается повышением температуры тела. Это характерно для инфекционного процесса.

Заболевания, сопровождающиеся отёком горла

Припухлость в области гортани и шеи может быть признаком некоторых заболеваний. Патологии, при которых отекает горло:

• вирусные инфекции — ОРВИ, грипп;
  • бактериальные заболевания — ОРЗ, тиф, корь, ангина, скарлатина, фарингит;
  • нагноение в области ротоглотки — абсцесс миндалин или надгортанника, заглоточный абсцесс;
  • некоторые хронические инфекции — туберкулёз, сифилис;
  • воспаление хрящей гортани;
  • аллергия;
  • эндокринные нарушения;
  • застой крови в области глотки, шеи или гортани;
  • опухолевое образование злокачественного или доброкачественного характера.

В зависимости от поставленного диагноза становится понятно, чем лечить отёкшее горло. Если причина не выяснена, эффективность терапии находится под вопросом.

Диагностика патологии

Лечениен отёка горла

Установить точный диагноз может только врач на основании полного обследования. Если есть аллергия в анамнезе, а отёк развивается стремительно, стоит вызвать бригаду скорой медицинской помощи. До приезда врачей стоит открыть окна или вывести человека на свежий воздух, убрать стесняющую одежду, дать антигистаминное средство согласно возрасту. Если течение не столь стремительно, можно обратиться к терапевту.

План обследования:

• сбор анамнеза (переохлаждение, дополнительные симптомы, контакт с больными и т. д.);
  • осмотр;
  • общий анализ крови;
  • мазок с поверхности ротоглотки (при необходимости);
  • УЗИ щитовидной железы (по направлению от эндокринолога).

Если терапевт не смог определить причину отёка, пациента направляют к оториноларингологу, аллергологу. Следующим этапом будет обращение к эндокринологу, инфекционисту флебологу. Но чаще всего проблема решается ещё в кабинете у терапевта.

Чем помочь при отёке горла

Отек горла

Если отёк горла развивается стремительно, помочь больному может только укол адреналина и глюкокортикоиды. Поэтому лучше вызвать врачей, а пациенту дать антигистаминное средство. Они выпускаются в таблетках, каплях, растворах для инъекций. Быстрее всего действуют уколы препарата.

В случае возникновения отёка горла по другим причинам, назначается комплексное лечение. Препараты, применяемые в качестве терапии:

• противовоспалительные лекарства — уменьшают отёчность, возникшую на фоне воспаления;
  • антибиотики — для лечения заболеваний, вызванных бактериями;
  • мочегонные средства — уменьшают отёк при большой выраженности;
  • глюкокортикостероиды — действуют как экстренная мера при большой выраженности отёка;
  • антигипоксанты — предотвращают развитие кислородной недостаточности тканей.

Для облегчения состояния также используются ингаляции растворами антисептиков. Они позволяют ускорить выздоровление.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории