Азооспермия

Часто к мужскому бесплодию приводит азооспермия — патологическое состояние, при котором в сперме не обнаруживают сперматозоидов. Диагностируют его при проведении спермограммы. Наша клиника предлагает полноценное обследование этого состояния и дальнейшее ведение пациента.

Причины и виды

Основная классификация, которая используется в нашей клинике, базируется на том, какой фактор стал причиной развития болезни. В зависимости от этого принято выделять следующие формы азооспермии у мужчин:

Азооспермия
  • Врожденная. В период беременности происходит нарушение формирования яичек с угнетением их функции.
  • Обструктивная азооспермия. Вид патологии, при котором нарушается проходимость семявыносящих протоков. Наблюдается после операции по хирургической стерилизации у мужчин или при злокачественных опухолях.
  • Генетическая форма. У пациентов обнаруживают нарушения структуры Y-хромосомы или мутации гена CFTR.
  • Секреторная азооспермия. Наиболее часто развивается в юношеском или взрослом возрасте. Является следствием инфекционного (эпидемический паротит), бактериального (стафилококки, кишечная палочка, стрептококки) или аутоиммунного воспалительного процесса. В таком случае происходит разрушение нормальной железистой ткани яичек с ее замещением соединительной.
  • Посттравматическая. Является следствием перенесенных травм калитки с полным разрушением железистой ткани. В эту категорию также относят состояние после орхиэктомии (операции по удалению яичек), которую проводят при злокачественных новообразованиях.
  • Нарушение функционирование яичек при муковисцидозе. При этом заболевании наблюдается нарушение оттока их секрета, что приводит к дегенеративным изменениям.
  • Идиопатическая. Вариант, когда установить истинную причину патологии не удается. Существует мнение экспертов, что ее развитию способствует большая масса тела.

к врачу урологу

Азооспермия

При азооспермии единственным симптомом часто есть бесплодие, которое заставляет обратиться к специалисту. При этом эректильная функция остается без изменений, и мужчина остается способен к половому акту и эякуляции.

При генетических нарушениях, связанными с Y-хромосомой, с рождения обнаруживают изменения тела по женскому типу (недоразвитие половых органов, тип оволосения, выраженное развитие грудных желез).

Обструктивная форма азооспермии сопровождается локальной болезненностью калитки, которая усиливается при пальпации. Она при этом увеличенная в размерах, отекшая, возможно покраснение кожи.

Обнаружить болезнь возможно при проведении спермограммы — лабораторного исследования, которое делают после консультации пациента. Для уточнения формы азооспермии, причины ее развития в нашей клинике проводят УЗИ яичек, генетическое исследование, обследование хлоридов пота (на муковисцидоз), а также сдают кровь на половые гормоны (тестостерон, эстрогены).

Азооспермия

Лечение обструктивной азооспермии — хирургическое. Таким пациентам проводят реконструктивную операцию (наложение анастомоза), что позволяет восстановить проходимость семявыносящих протоков. При гормональных нарушениях требуется заместительная терапия препаратами андрогенов. Для оплодотворения, если осталась минимальная продукция сперматозоидов, проводят искусственное оплодотворение (ИКСИ) с проведением открытой или аспирационной биопсии яичек. Более подробно узнать об азооспермии лечении можно во время консультации у врача в нашей клинике.

Профилактика

Для избегания возникновения азооспермии необходимо вовремя выявлять и проводить лечение патологий репродуктивной системы мужчины. Специфической профилактики не существует.

Урологи клиники «Гармония»

Светлов Владислав Викторович
Хирург, Уролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук