Цистит у мужчин

Заболевание под названием цистит возникает, когда воспаляется мочевой пузырь. Чаще всего такое происходит по вине бактерий. Однако патологию порождают и другие причины. Цистит приводит к неприятным симптомам, болям, осложнениям. Патологию важно вовремя обнаружить и начать лечить.

Мужчины и цистит

Цистит у мужчин

Заболевание считается женской болезнью, так как у дам короче мочеиспускательный канал (уретра), по которому урина из пузыря выходит наружу. Микробам легче туда попасть. Плюс вход в уретру у женщин находится близко к анусу. Однако иногда с недугом сталкиваются и мужчины. Особенно те, которым за 40. Чаще всего цистит у мужчин является осложнением какого-либо другого инфекционного заболевания мочеиспускательной системы.

Симптомов у заболевания много:

• мужчина испытывает сильное частое желание помочиться (по 2–3 раза в час);
  • урина вытекает маленькими порциями;
  • больной ощущает, что полностью от мочи не удалось избавиться;
  • у мужчины сильно жжет, когда он справляет малую нужду;
  • к моче примешана кровь, слизь;
  • у урины мутный цвет, неприятный запах;
  • мужчина терпит неприятные ощущения в районе таза, паха, мошонки (давление, боль);
  • у больного небольшая температура.

У мальчиков (как и девочек) также появляется недержание мочи.

К врачу нужно бежать, если в наличии такие признаки цистита у мужчин:

• болит бок или спина;
  • мучает лихорадка, высокая температура;
  • сильно тошнит.

Все это признаки обострения патологии.

У цистита бывают малоприятные осложнения. Правда, возникают они редко:

• прободение;
  • пиелонефрит (бактериальное воспаление мочек). Развивается, когда моча из мочевого пузыря через мочеточники попадает обратно в почки.

к врачу урологу

Почему возникает цистит?

У патологии немало разновидностей. Самая распространенная — бактериальная (хроническая и острая).

Бактериальный

Он возникает, когда патоген проникает через мочеиспускательный канал с анального отверстия. Поскольку у мужчин анус находится далеко от полового члена, бактериальным циститом они заболевают нечасто.

Проблему вызывают:

• кишечная палочка (в более 80% случаев)
  • гонококки и стафилококки.

Небактериальный и интерстициальный

Цистит у мужчин

Небактериальная разновидность встречается нечасто, может протекать бессимптомно, лишь иногда обостряясь.

Интерстициальный цистит еще называют синдромом болезненного мочевого пузыря. Чем недуг вызван, остается неясным. Для интерстициальной формы патологии характерны хронические боли, частые периоды рецидивов.

Другие причины

Недуг у мужчин бывает вызван:

• лекарствами. Особенно химиотерапевтическими (изофамид и циклофосфамид);
  • лучевой терапией;
  • длительным использованием катетера, вставленного в уретру для отвода мочи.

Воспаление мочевого пузыря также возникает в результате:

• простатита или мочекаменной болезни;
  • проблем с почками (пиелонефрит, мочекаменная болезнь);
  • сахарного диабета;
  • ВИЧ.

Чем бы ни был вызван цистит у мужчин, симптомы заболевания в основном идентичны.

Чтобы поставить диагноз в первую очередь делается:

• анализ мочи;
  • цистоскопия. Врач введет эндоскоп в мочеиспускательный канал и тщательно исследует мочевой пузырь. Иногда также нужна биопсия;
  • УЗИ. Однако для исследования мочевого пузыря этот метод малоэффективен, поскольку при цистите моча плохо в нем «удерживается». Он не расправляется, рассмотреть внутренние стенки очень сложно.

Если есть признаки, что цистит вызван заболеванием другого органа мочеполовой системы, врач назначает его исследование. Только после тщательного изучения результатов тестов доктор определяет, как лечить цистит у мужчин.

Цистит у мужчин

Терапия зависит от причин, которые породили проблему:

• Бактериальные формы лечатся антибиотиками. Мужчинам врачи нередко выписывают нитроксолин, ломефлоксацин, амоксиклав или ципрофлоксацин. Если бактериальный цистит раньше не беспокоил, вылечить его удастся за 3–7 дней. Если цистит хронический, не раз случался рецидив, понадобится более долгая фармакотерапия.
  • Интерстициальную форму лечат при помощи гидродистензии (пузырь растягивают с помощью специального газа или жидкости). Иногда это устраняет болевой синдром. Также используется стимуляция нервов, «управляющих» пузырем.

Для снятия болевого синдрома применяются нестероидные противовоспалительные средства (ибупрофен), панадол.

Чтобы проблема обходила стороной:

• пьем побольше воды (2–3 литра в день). Это особенно важно тем, кто проходит химио- или лучевую терапию;
  • идем помочиться, как только почувствовали позыв;
  • тщательно следим за гигиеной половых органов. После дефекации вытираемся по направлению к заднему проходу, а не наоборот;
  • используем грелку. Прикладываем к нижней части живота;
  • стараемся не употреблять кофе, острые блюда, газированные напитки, спиртное, соки из цитрусовых;
  • 20–30 минут в день принимаем сидячую ванну.

Своевременная профилактика исключит необходимость проводить лечение цистита у мужчин.

Цистит — проблема неприятная, но решаемая. Главное заболевание не запустить и вовремя от него избавиться.

Урологи клиники «Гармония»

Светлов Владислав Викторович
Хирург, Уролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук