Гипотиреоз

Гипотиреоз — это недостаток гормонов щитовидной железы, тироксина (Т4) и трийодтиронина (Т3) в крови. От него в выраженной или скрытой форме страдает каждый десятый житель Земли по данным статистики. Заболевание сопровождается неприятными симптомам, среди которых лидируют усталость и набор веса. Но гипотиреоз можно успешно контролировать с помощью правильно подобранного лечения.

Причины

Гипотиреоз бывает двух типов: первичный, который возникает из поражения собственно щитовидной железы, и вторичный — появляющийся на фоне других заболеваний.

Причины гипотиреоза как состояния:

Гипотиреоз - причины
  • хронический аутоиммунный тиреоидит, он же тиреоидит Хашимото — разрушение щитовидной железы собственным организмом с образованием зоба, то есть разрастания тканей;
  • радиойодтерапия;
  • удаление щитовидной железы — так происходит, если объём заместительной терапии после операции недостаточный;
  • приём некоторых препаратов (например, литий, амиодарон, альфа-интерферон, некоторые противоопухолевые лекарства) — при отмене или прекращении лечения уровень гормонов нормализуется без вмешательств;
  • дефекты ферментов, которые нужны для синтеза тиреоидных гормонов — врождённая патология;
  • лучевая терапия рака гортани или лимфомы Ходжкина — облучение повреждает клетки щитовидной железы, так как направлено в эту область;
  • патологии гипоталамуса — недостаточная выработка тиреотропин-рилизинг гормона (ТРГ);
  • поражение гипофиза — недостаточная продукция ТТГ;
  • острый дефицит йода — щитовидной железе не из чего синтезировать гормоны, из-за чего и возникает их недостаток в крови.

В России чаще встречается гипотиреоз, причины которого связаны с дефицитом йода, который испытывают большинство жителей.

к эндокринологу

Симптомы

Если у человека возникает гипотиреоз, симптомы заболевания развиваются медленно и постепенно.

Признаки гипотиреоза:

Гипотиреоз - признаки
  • Замедление метаболизма: набор веса, чувствительность к холоду.
  • Повреждение нервной системы: забывчивость, сонливость, снижение настроения.
  • Проблемы с кожей: отёки на лице и вокруг глаз, сухие и выпадающие волосы, грубая кожа с шелушениями.
  • Нарушения работы желудочно-кишечного тракта: запоры.
  • Поражение половых органов: обильные менструации или полное их отсутствие.
  • Патологии сердечно-сосудистой системы: уменьшение частоты сердечных сокращений, увеличение размеров сердца.

К эндокринологу по поводу гипотиреоза чаще всего обращаются на фоне набора веса, снижения настроения и забывчивости, а также из-за выпадения волос.

Если гипотиреоз не лечить и не наблюдаться у врача, пациент может попасть в микседематозную кому. Это состояние опасно для жизни.

Гипотиреоз - диагностика

Диагноз ставят после оценки клинических проявлений, лабораторного и инструментального обследования. В крови оценивают уровень ТТГ, свободных Т4 и Т3. Повышение первого и снижение второго говорит о первичном гипотиреозе. При вторичном гипотиреозе снижается и Т4, и ТТГ. Уровень Т3 снижается не всегда.

Чтобы оценить состояние щитовидной железы, проводится УЗИ. При этом изменений в ней может не быть, что не говорит об отсутствии диагноза.

Лечение

Если у пациента обнаружен гипотиреоз, лечение он проходит у эндокринолога. Задача врача — устранить причину и подобрать адекватную дозировку заместителей тироксина и трийодтиронина.

Принимать тироксин также нужно женщинам во время беременности и при её планировании, если диагностирован бессимптомный гипотиреоз с минимальными отклонениями показателей от нормы. Это предотвратит развитие кретинизма у ребёнка, обусловленного гипотиреозом.

Дианов Олег Августович
Эндокринолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, доцент

Федотова Ирина Владимировна
Эндокринолог, врач высшей категории