Что значит высокий показатель ТТГ у женщин?

Прежде, чем человек попадает к врачу, хочется самостоятельно понять результат анализов, чтобы морально подготовиться к возможному диагнозу. Правильно интерпретировать показания исследования не всегда возможно, особенно при оценке ТТГ. Тиреотропный гормон повышен у женщин бывает и без каких-либо патологий.

Высокий ТТГ - причины

ТТГ вырабатывает не щитовидная железа, как можно подумать по названию, а гипофиз. Это железа, расположенная в головном мозге. Когда обнаруживается высокий ТТГ у женщин, причины может быть только две: гипофиз вырабатывает его сам по себе или в ответ на дефицит в крови гормонов щитовидной железы — тироксина (Т4) и трийодтиронина (Т3).

Чаще всего избыток ТТГ возникает в ответ на недостаток Т4 и Т3. Но в некоторых случаях гипофиз вырабатывает его в большом количестве из-за разрастания самой железы. Чем больше клеток — тем больше синтезируется ТТГ.

к эндокринологу

Возможные заболевания

Разрастание тканей гипофиза возможно из-за опухоли — аденомы. Это одна из самых редких причин повышения в крови ТТГ.

Наиболее частые причины повышенного ТТГ:

• гипотиреоз — недостаток гормонов щитовидной железы, в ответ на который гипофиз вырабатывает больше ТТГ;
  • тиреоидит — воспаление щитовидной железы, в том числе аутоиммунное, на которое реагирует гипофиз.

Для диагностики нужно масштабное обследование, так как без выяснения причины невозможно подобрать лечение.

Высокий ТТГ - диагностика

Повышение ТТГ обнаруживают при анализе крови. Вместе с этим параметром желательно сразу определять уровень свободных Т3 и Т4. Это поможет правильно поставить диагноз и подобрать лечение.

Аденому гипофиза обнаруживают на МРТ головного мозга. На это исследование направляют, если лабораторные данные не помогли обнаружить причину состояния.

Высокий уровень ТТГ в анализе не всегда показатель наличия патологии. Он поднимается после тяжёлой физической нагрузки, поэтому её нужно избегать минимум сутки перед исследованием. После удаления желчного пузыря и гемодиализа результаты также могут быть искажённые. Если об этом знает лечащий врач, он учёт все обстоятельства при расшифровке показаний исследования.

Содержание ТТГ в крови колеблется в зависимости от времени суток. Максимальный уровень наблюдается с 2 до 4 утра, а минимальный — в 17–18 часов.

Лечение

Терапия зависит от вида заболевания. Гипотиреоз лечат заместительной терапией синтетическими аналогами Т3 и Т4. Дозировка подбирается индивидуально под каждого пациента по результатам анализов.

Высокий ТТГ - лечение

Аденому гипофиза лечат тремя методами: сначала врач назначает гормональную заместительную терапию. Если она неэффективна, а опухоль прогрессирует, проводится лучевая терапия. При отсутствии положительной динамики опухоль удаляют хирургически.

Если не корректировать высокий ТТГ у женщин, последствия будут зависеть от причины, которая вызвала состояние. Из-за гипотиреоза способна развиваться микседематозная кома, из-за которой возможен летальный исход. На фоне гипертиреоза может возникать гипертиреоидный криз. Он также смертельно опасен для человека.

Даже небольшие колебания ТТГ могут привести к опасным последствиям для женщины. Нарушение функций щитовидной железы приводит к нарушению менструального цикла, что способно провоцировать бесплодие.

Если беременность наступает у женщины с патологиями щитовидной железы, которая не проходит лечение, у ребёнка может развиться кретинизм. Это успешно предотвращается приёмом гормональной заместительной терапии или корректирующих уровень гормонов препаратов.

Дианов Олег Августович
Эндокринолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, доцент

Федотова Ирина Владимировна
Эндокринолог, врач высшей категории