Вздутие живота

Практически каждый человек знаком с таким недугом, как вздутие живота. Подобное явление в клинической гастроэнтерологии называется кишечным метеоризмом. Вздутие живота у взрослых характеризуется тяжестью, болями и задержкой газов.

Причины любого вздутия живота бывают разными, начиная от переедания и заканчивая наличием опухолевых процессов в толстом и тонком кишечнике. Нахождение газа непосредственно в области полости кишечника является физиологической формой для человека, так как воздух проникает во время процесса поглощения пищи.

к врачу гастроэнтерологу

Причины заболевания

Основное место появления газового метеоризма — это желудок и участок ободочной толстой кишки. Характер газов зависят от питания, болезней ЖКТ, наличия вредных привычек. В гастроэнтерологии выделяются следующие факторы возникновения повышенного появления газов:

Вздутие живота
  • Употребление определенных продуктов, которые способствуют появлению метеоризма. Это пища, богатая крахмалом, углеводными компонентами, клетчаткой;
  • Индивидуальная непереносимость молочных продуктов;
  • Беременность на поздних сроках у женщин;
  • Аэрофагия. При быстром поглощении еды в кишечник из желудка поступает избыточное количество кислорода, который способствует образованию газов;
  • Дисбактериоз, при котором нарушается уровень полезной микрофлоры в кишечнике;
  • Кишечная непроходимость, образовывающаяся при доброкачественных и злокачественных опухолях, стенозах, геморрое или спайках тонкого и толстого кишечника;
  • Воспалительные патологические состояния кишечника, такие как болезнь Крона, энтероколит, холецистит, панкреатит.

Также вздутие может наблюдаться при острых инфекционных процессах, нарушениях местного кровообращения, стрессах.

Симптомы метеоризма

Симптомы вздутия живота довольно специфические. В первую очередь человек ощущает тяжесть, которая фокусируется и усиливается после принятия фактически любой пищи. Для заболевания характерны ноющие тупые боли, носящие неприятный схваткообразный характер. Боли проходят после акта дефекации и купируются обезболивающими препаратами.

Наблюдается избыточная диспепсия, сопровождающаяся отрыжкой, икотой, жжением, неприятным привкусом в полости рта. К внешнекишечным проявлениям относится тахикардия, боли в сердце, сонливость, слабость.

Диагностика и лечебные процедуры

Лечение вздутия живота следует начинать после проведения ряда диагностических мероприятий, к которым относится лабораторные и инструментальные исследования организма.

Вздутие живота

Делается общий и биохимический анализ картины периферической крови, ультразвуковое обследование, колоноскопия. Не исключено, что потребуется дополнительная консультация онколога или даже врача-инфекциониста. Врач делает визуальный осмотр, проводит пальпацию в области кишечника, осуществляет простукивание брюшной стенки. Дополнительно используется копрограмма, исследование кала на углеводы, панкреатическую эластазу, берутся образцы кала на дисбактериоз.

Лечение основывается на устранении основных факторов, которые могут провоцировать у пациента вздутие живота. Подбирается терапия, помогающая восстановить естественную микрофлору кишечника и устранить метеоризм. Также медики назначают щадящую диету и проводят антибактериальное лечение при инфекционных и воспалительных заболеваниях.

Медицинский центр «Гармония» предлагает своим пациентам полный комплекс лечения и обследования для устранения причин и симптомов метеоризма. В нашей клинике работают дипломированные гастроэнтерологи, которые оказывают полный спектр медицинских услуг, связанных с лечением заболеваний кишечника.

Апенченко Юлия Сергеевна
Гастроэнтеролог, высшая категория, кандидат медицинских наук, доцент

Барашков Александр Петрович

Басалаева Наталья Васильевна