Анализ крови на ферритин

Ферритином называется белковое соединение, посредством которого формируется депо железа в тканях. Оно усваивается из продуктов питания, переносится к месту накапливания транспортным белком. В здоровом организме содержится примерно 5 г микроэлемента. Около 70% его заключено в гемоглобине, а оставшееся количество — в белковых соединениях. Уровень ферритина в крови показывает запас железа в тканях.

Подготовка к диагностике

Анализ на ферритин

Точность полученных результатов зависит от подготовки к обследованию. Мы рекомендуем:

• последний прием пищи за 8 часов до процедуры;
  • накануне разрешена только чистая негазированная вода;
  • ограничить употребление жирной пищи, красного мяса, сладостей;
  • за 72 часа до забора крови следует прекратить прием железосодержащих средств;
  • на протяжении 30 минут перед манипуляцией исключить любые эмоциональные либо физические нагрузки;
  • после менструации должно пройти не менее 1–2 недель.

Одновременно с ферритином определяют содержание гемоглобина, эритроцитов, трансферрина. Это позволит более точно поставить диагноз.

Показания к определению уровня ферритина в крови

Анализ рекомендуется:

• для количественной оценки депо железа с целью определения его дефицита либо избытка;
  • при хронической почечной недостаточности;
  • при обнаружении отклонений в результатах клинического исследования крови, низком значении гемоглобина, нарушениях гематокрита, недостаточном количестве эритроцитов;
  • для отслеживания эффективности лечения анемии;
  • при симптомах гематохроматоза в виде суставной боли, общей слабости, усталости, снижении либидо, нарушений работы сердца;
  • при анемии, которая характеризуется бледностью и шелушением кожи, вялостью, апатией, упадком сил, недостатком энергии, частыми приступами головной боли, одышкой, трудностями с дыханием, сухостью волос, тахикардией;
  • при появлении на коже гнойничковых высыпаний, трещин и язв в уголках рта, которые долго не заживают;
  • при нарушении сна, вплоть до бессонницы.

О чем говорит уровень ферритина в крови

Исследование проводится количественным методом иммунотурбидиметрии. В качестве биоматериала используется венозная кровь. Результаты интерпретируются в зависимости от возраста обследуемого:

• новорожденный до 2 месяцев — от 200 до 600 мкг/л;
  • от 2 до 5 месяцев — от 50 до 200;
  • от 5 месяцев до 15 лет — от 7 до 140;
  • мужчины от 15 лет — от 20 до 250;
  • женщины от 15 лет — от 10 до 120.

Низкое значение ферритина в крови может быть обусловлено скрытым дефицитом железа. Содержание ферритина менее 10 нг/мл указывает на железодефицитную анемию. Низкая концентрация белка также наблюдается у беременных в 3 триместре, что в данном случае считается нормой. Снижение ферритина вызывается железодефицитной анемией, фибромиалгией, язвенным колитом, гипотиреозом, депрессией, целиакией, синдромом мальабсорбции, нефротическим синдромом с тяжелым поражением почек.

Анализ на ферритин

Высокий уровень ферритина в крови может быть обусловлен:

• наследственным гемохроматозом. Заболевание характеризуется повышенным всасыванием железа из пищи. Микроэлемент накапливается в разных органах, что провоцирует их повреждение.
  • Множественными переливаниями крови, введением железа из вне путем внутримышечных инъекций либо приема таблетированных форм.
  • Заболеваниями верхних дыхательных путей, патологии аутоиммунной природы. Анализ крови на ферритин в остром периоде покажет высокий уровень белка, что может маскировать недостаток железа.
  • Болезнями печени в острой фазе и при хроническом течении гепатита, цирроза, некроза, обтурационной желтухи.
  • Злоупотреблением алкогольными напитками, курением.
  • Избыточной массой тела.
  • Полицитемией. При этой патологии увеличивается эритроцитарная масса крови в результате заболеваний костного мозга. Возможно обострение подагры, пародонтита, появление кожного зуда.
  • Гемолитическими формами анемии, которые могут быть связаны с дефицитом цианкоболамина, разрушением эритроцитов, талассемией.
  • Гипертиреозом, то есть повышенной функцией щитовидной железы.
  • Злокачественными образованиями молочной железы, болезнью Ходжкина, поражением костного мозга.

На результат может повлиять множество факторов. К ложноповышенному значению приводят голодание, употребление алкоголя накануне обследования, прием некоторых лекарственных препаратов, в частности эстрогенов, оральных контрацептивов, препаратов железа. После радиотерапии уровень белка также повышается. Сдавать кровь на ферритин после интенсивных физических нагрузок нельзя, поскольку высокая вероятность получения ложных результатов.

Нормальное содержание белка может наблюдаться в том случае, если дефицит железа развивается на фоне воспалительного процесса. Для подтверждения анемии следует одновременно определять ферритин и уровень трансферрина.