Анализ крови на гепатит

Анализ крови на гепатит представляет собой совокупность методов лабораторного исследования, которые проводятся для обнаружения антител вирусной инфекции. Сначала назначается экспресс-тестирование. Оно рекомендуется при явной симптоматике болезни, когда результат необходим срочно.

Анализ на гепатит

Во время экспресс-диагностики в лаборатории при проколе пальца получают каплю крови. Биоматериал переносят на тест-полоску, поверхность которой обработана специальным чувствительным составом. Сколько делается анализ крови на гепатит таким методом? Результат будет готов через несколько минут. Однако он не позволяет установить точный диагноз без характерной симптоматической картины.

Комплексное исследование включает проведение нескольких процедур по изучению биоматериала:

• клинический анализ;
  • биохимический;
  • коагулограмма с определением основных показателей свертываемости;
  • исследование сыворотки с выявлением антител к вирусу;
  • обнаружение генетического материала (РНК, ДНК) вирусных частиц.

Результаты такого обследования будут самыми точными, так как позволяют оценить целый ряд показателей.

Показания к проведению исследования

Сдать анализ крови на гепатит рекомендуется при:

• высокой вероятности заражения вирусным гепатитом любого типа;
  • аномальном изменении показателей активности печеночных ферментов, в частности АСТ и АЛТ;
  • признаках желтухи, холестаза;
  • во время комплексного обследования перед плановой госпитализацией, хирургическом вмешательстве;
  • в рамках скрининга беременных;
  • обследовании пациентов, которые принадлежат к группе риска, включая доноров, пациентов с назначенным гемодиализом;
  • для контролирования состояния пациентов с подтвержденным диагнозом на протяжении каждых 6–12 месяцев.

Подготовка к исследованию

Забор биоматериала проводится в лаборатории натощак. Ужин рекомендуется запланировать не ранее, чем за 8 часов до процедуры. Следует ограничить употребление жирной пищи, алкогольных напитков и курения накануне. Отсутствие подготовки к обследованию может привести к получению сомнительных, ложноположительных результатов.

Возможные результаты анализа крови на гепатит

Интерпретация полученных данных:

• Отрицательный. Это означает, что генетический материал вируса в исследуемом образце не выявлен, пациент не инфицирован. Такой ответ подтверждает, что нет соответствующей реакции антигена на диагностируемые антитела.
  • Положительный анализ крови на гепатит указывает на необходимость проведения повторной диагностики для уточнения результатов. В бланке указывается тип обнаруженных антител, что позволяет определить вид вируса.

Маркеры вирусного заражения по типам гепатита

Самым доброкачественным видом инфицирования печени считается гепатит A. Как правило, он протекает без осложнений, не вызывая патологических изменений в тканях органа.

Для подтверждения заражения проводятся следующие исследования биоматериала:

• метод ПЦР для выявления вирусной РНК;
  • обнаружение иммуноглобулинов IgG, что подтверждает длительное течение заболевания;
  • выявление IgM указывает на недавнее инфицирование в течение 4–6 недель до обследования.

Гепатит B часто вызывает осложнения и значительное поражение тканей печени. Часто в результате заражения развивается цирроз, злокачественные новообразования органа. Анализ может назначать специалист при подготовке к вакцинации и для подтверждения ее эффективности. Чтобы подтвердить диагноз, проводятся следующие анализы:

• обнаружение антигена HbsAg и антител Anti-HBcIgG;
  • качественное определение специфических антител либо белка HbeAg.

Гепатит C протекает с отсутствием характерных симптомов. Обнаруживается чаще всего при переходе в хроническую форму со значительным поражением печени.

Для постановки либо подтверждения инфицирования врач может назначить анализы крови:

• для выявления иммуноглобулинов G, антигенов Anti-HCV;
  • диагностику методом ПЦР для обнаружения генетического материала вируса в виде РНК;
  • IL28B — исследование интерлейкина для определения необходимости оптимизации терапии путем включения препаратов ингибиторов протеазы;
  • исследование на антитела к антигенам диагностируемого вируса.

Точно диагностировать гепатит любого типа можно только с помощью исследования крови.

Что делать после получения результатов

Если анализ крови показал гепатит, полученные результаты следует показать лечащему врачу. При сомнительных результатах он назначит повторное обследование. При подтверждении положительного результата специалист назначит лечение и дальнейшее обследование. В рамках терапии назначается повторная диагностика через 6 и 12 месяцев. Это позволит оценить эффективность лечения и степень поражения печени.