Анализ на гормоны щитовидной железы

Щитовидная железа — небольшой орган, в котором синтезируются специфические гормоны, регулирующие важные метаболические процессы.

Анализ на гормоны щитовидной железы

Работа щитовидной железы во многом зависит от уровня гормонов. На начальных стадиях многие патологии имеют скрытую симптоматику, что препятствует своевременной диагностике. В целях профилактики регулярно сдавать анализы на гормоны рекомендуется лицам с наследственной предрасположенностью к заболеваниям щитовидной железы, жителям регионов с неблагоприятной экологической обстановкой. Анализы на гормоны позволяют диагностировать опухоли различного происхождения, аутоиммунные заболевания, гипо- или гиперфункцию щитовидной железы.

Зачем сдавать этот анализ?

Врач выдает направление на обследование при подозрении на заболевания щитовидной железы и гипофиза, аутоиммунные патологии. Детям, которые родились от матери с заболеваниями эндокринной системы, диагностику нужно провести в первые дни после рождения. Сдать анализ на гормоны щитовидной железы рекомендуется при следующих состояниях:

• снижение или увеличение массы тела, не связанное с изменением режима питания;
  • повышенная тревожность и волнительность, депрессивные расстройства;
  • повышенная утомляемость, снижение физической активности;
  • бессонница;
  • снижение остроты зрения, непереносимость яркого света;
  • сухость кожи, выпадение волос, ломкость ногтей;
  • нарушение менструации у женщин.

Оценку состояния щитовидной железы рекомендуется проходить в рамках профилактического обследования в комплексе с другими лабораторными анализами. Анализы на гормоны проводятся как для первичной диагностики заболеваний щитовидной железы, так и для контроля эффективности назначенного лечения.

Описание исследования

Для анализа на гормоны щитовидной железы проводят забор венозной крови из локтевой вены. В ходе комплексного исследования оцениваются следующие показатели:

• ТТГ (тиреотропный гормон) — вырабатывается гипофизом. Повышенная концентрация ТТГ может быть признаком гипотиреоза, опухоли гипофиза, надпочечниковой недостаточности, психических расстройств. Пониженное количество тиреотропного гормона наблюдается при диффузном токсическом зобе, тахексии, болезни Пламмера. Анализ на ТТГ рекомендуется сдавать пациентам любого возраста в профилактических целях один раз в год.
  • Т4 (тироксин общий) — один из главных гормонов щитовидной железы, отвечающий за регуляцию пластического и энергетического обмена в организме. Высокий уровень Т4 частый признак ожирения, аденомы щитовидной железы, хронической патологии печени или почек. Показатели Т4 понижены при аутоиммунном тиреоидите, эндемическом зобе, отравлении свинцом, дефиците белка и йода.
  • Т3 (трийодтиронин) — гормон, который стимулирует синтез белка и регулирует скорость потребления кислорода тканями. Повышение концентрации ТЗ происходит при гипертиреозе, нефротическом синдроме, аденоме щитовидной железы. Показатели трийодтиронина понижены в послеоперационный период, во время тяжелых заболеваний, при циррозе печени и почечной недостаточности, в случае тяжелого дефицита йода.
  • Антитела к белкам щитовидной железы — анализ, позволяющий определить причины нарушений в работе щитовидной железы. В большинстве случаев исследование проводится, чтобы оценить риски рецидивов после хирургических вмешательств, в том числе при удалении новообразований различной локализации.
  • Антитела к тиреопероксидазе (ТПО) — анализ назначается при диагностике сахарного диабета, ревматоидного артрита, системной красной волчанки, диффузного токсического зоба.
Расшифровка результатов анализа

На уровень гормонов в организме могут влиять острые инфекционные заболевания, физические и эмоциональные нагрузки, прием некоторых лекарственных препаратов.

Расшифровкой результатов должен заниматься только медицинский работник. Ни в коем случае нельзя ставить себе самостоятельно диагнозы и тем более начинать лечение.

Как подготовиться?

Сдавать анализы на гормоны рекомендуется в утренние часы. Именно в это время их концентрация в крови наиболее высокая.

Перед сдачей анализов на гормоны щитовидной железы в течение 2–3 часов рекомендуется воздержаться от приема пищи и курения. В течение нескольких дней до диагностики следует избегать приема жирных и копченых блюд, алкогольных напитков.

В день исследования можно пить чистую воду без ограничений. За 48 часов до исследования рекомендуется исключить прием тиреоидных гормонов. Накануне диагностики следует оградить себя от любых физических и эмоциональных нагрузок.

Не рекомендуется сдавать анализы после рентгенографии, УЗИ, флюорографии, физиотерапевтических процедур. Перед процедурой забора крови следует 15–20 минут находиться в спокойном состоянии, поэтому следует прийти в клинику заранее.

Для оценки динамики показателей сдавать анализы необходимо в одной клинике в одинаковые временные интервалы.