Причины пониженного альбумина

Альбумин

Альбумин — белок, составляющий более половины плазмы крови. Он участвует в транспорте веществ между клетками, поддерживает состав крови и многие процессы в организме. Для выполнения этих функций необходима определенная концентрация альбумина в крови. Отклонения от нормы говорят о каких-либо патологиях. Для своевременного их выявления назначают лабораторные анализы по определению альбумина в крови. Его проводят в комплексе с другими показателями биохимического анализа крови. По результатам врачи клиники определяют, повышен или понижен альбумин в крови.

Цели проведения анализа на оценку альбумина

Показатели альбумина имеют значение в следующих случаях:

• При подозрении на заболевания печени. Альбумин вырабатывается в печени, поэтому при печеночных болезнях нарушается синтез белка. Для уточнения диагноза также необходимы УЗИ или МРТ брюшной полости, определение печеночных ферментов и др.
  • Онкологические заболевания. Альбумин входит в состав комплексного обследования при диагностике злокачественных опухолей.
  • Ожоги. При термических повреждениях тканей нарушается выработка белков.
  • Травмы. При травмах мягких тканей изменяется количество альбумина. По показателям белка можно судить о степени нарушения целостности тканей.

Нормальная концентрация альбумина для взрослого человека — 35–53 г/л. Для устранения отклонения от нормы необходимо знать, что значит повышенный или пониженный альбумин.

Повышенная концентрация альбумина

Основная причина увеличения альбумина — обезвоживание в любой степени. Оно может быть спровоцировано некоторыми заболеваниями или при обильном потоотделении, в том числе патологическом. В таких случаях жидкая часть крови уменьшается и увеличивается концентрация белков на миллиметр крови.

Чтобы снизить концентрацию альбумина, нужно восполнить потерю жидкости. Можно выпить достаточное количество воды. В тяжелых случаях используются инфузионные растворы.

к врачу терапевту

Пониженный альбумин

Причины понижения альбумина:

• Тяжелые стадии заболеваний печени, включая цирроз и опухоли. При этом важное значение имеет определение печеночных ферментов.
  • Почечная недостаточность.
  • Травмы мышц и ожоги любой части тела. Степень понижения зависит от площади поврежденных участков.
  • Заражение крови (сепсис).
  • Кровотечения.
  • Болезни желудочно-кишечного тракта, приводящие к нарушению усвоению белков.
  • Неполноценное питание или строгая диета.
  • Аутоиммунные заболевания. При них низкий альбумин сочетается с повышенным содержанием другого белка, называемого С-реактивным, или ревматоидным фактором.
  • Повышенная выработка гормонов щитовидной железы.
  • Злокачественные опухоли. В начальной стадии некоторых форм рака альбумины понижается. При прогрессирующих опухолях белок всегда низкий в значительной степени, что говорит о тяжелой интоксикации организма продуктами распада клеток.
  • Избыток жидкости, например, при частом питье воды в большом количестве. Постоянная жажда, в свою очередь, может быть вызвана сахарным диабетом.

Альбумин понижен по физиологическим причинам при беременности и в первый месяц жизни, когда функции органов ребенка еще не работают в полной мере.

Некоторые препараты, например, глюкокортикоиды и гормональные, имеют побочные действия в виде снижения альбумина.

Изменения показателей альбумина выявляется при лабораторном анализе. Далее врачи клиники будут искать причину, вызвавшую отклонение от нормы. Низкий альбумин, как и повышенный, требует медицинского контроля. Специалисты клиники проведут диагностику и назначат соответствующее лечение.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории