Повышенный миоглобин в крови: причины и заболевания

Миоглобин

Миоглобин — белок сердечной и скелетных мышц. Он присоединяет к себе кислород, который необходим для совершения сокращений волокон. При работе мышц кислород отсоединяется от белка и поступает в мышечные клетки, где участвует в энергетических процессах. При расслаблении и отдыхе мышц миоглобин вновь запасается.

Цели проведения анализа на определение миоглобина

В норме концентрация миоглобина у мужчин колеблется от 19 до 92 мкг/л, у женщин от 12-и до 76-и мкг/л. При некоторых состояниях и заболеваниях количество белка может изменяться, чаще миоглобин повышен.

По показателям миоглобина можно оценить состояние сердечных и скелетных мышц. Это необходимо в следующих случаях:

• Подтверждение или исключение инфаркта миокарда при острой боли в сердце. Уровень миоглобина — один из первых маркеров инфаркта миокарда. Детальный анализ учитывает также другие специфические параметры.
  • Заболевания скелетных мышц — воспалительные процессы, дистрофия, нарушение кровообращения в них.
  • Почечная недостаточность.
  • Ожоги и различные травмы.
  • Заболевания суставов.

Анализ на миоглобин может быть включен в комплексное обследование в травматологии, кардиологии, хирургии и др.

к врачу терапевту

Повышенный миоглобин

При разрушении и мышечных волокон миоглобин высвобождается, поэтому его количество увеличивается.

Причины повышения миоглобина в крови:

• Инфаркт миокарда. Количество данного белка нарастает в первые часы после нарушения кровообращения и поражения сердечной мышцы. Через 8–12 часов концентрация максимальна. В дальнейшем количество белка стабилизируется.
  • Травмы скелетных мышц, включая ожоги.
  • Синдром длительного сдавливания (краш-синдром). Проявляется нарушением кровообращения в сдавленных мышцах. Встречается у пострадавших при обвалах, землетрясениях и т. д.
  • Воспаление или дистрофия мышц.
  • Тяжелые степени нервно-мышечных нарушений, сопровождаемые разрушением мышц.
  • Острая почечная недостаточность, при которой нарушается фильтрующая способность почек. Определение миоглобина поможет оценить степень нарушения. Свободный миоглобин может поражать клетки и сужать канальцы почек, поэтому по его уровню можно установить риск развития почечной недостаточности.
  • Кислородное голодание в тканях и клетках. Миоглобин присоединяет кислород сильнее гемоглобина. Но, в отличие от гемоглобина, миоглобин не отдает молекулы клеткам. В результате в клетки и ткани поступает меньше кислорода и нарушаются внутриклеточные процессы.
  • Чрезмерные физические нагрузки. Уровень миоглобина в крови повышен после длительных тренировок. Анализ на него может использоваться в качестве проверки выносливости спортсменов.

Пониженный миоглобин

В норме концентрация миоглобина минимальна, так как он находится преимущественно в мышцах. Но в ряде случаев даже этот уровень в крови может понижаться.

Снижение количества связано с такими заболеваниями, как:

• полиомиелит;
  • ревматоидный артрит;
  • наследственные патологии мышечной ткани.

Минимальная концентрация также наблюдается при образовании антител к миоглобину, длительном лечении кортикостероидами или продолжительном постельном режиме.

Количество миоглобина подсчитывается при детальном исследовании белков в процессе биохимического анализа крови. На основании показателей врачи при необходимости назначат дополнительные обследования и составят схему лечения.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории