Мочекаменная болезнь у мужчин

Мочекаменную болезнь (ее также называют уролитаз) порождают конкременты из солей и минералов. Появляются они обычно в почках, но могут оказаться и в мочевом пузыре. Серьезность проблемы очень варьируется. Иногда заболевание не представляет особой опасности, не сопровождается неприятными ощущениями. И нередко мочекаменная болезнь у мужчин порождает непереносимые боли, требует срочной терапии.

Симптомы

Мочекаменная болезнь поражает людей разного возраста. Обычно это происходит в 30–50 лет. Симптомы мочекаменной болезни у мужчины отсутствуют, если конкременты не попадают в мочеточник. Когда же они туда проникают, начинаются:

Мочекаменная болезнь
  • сильные болевые ощущения в боку, нижней части спины (под ребрами), которые иногда продолжаются более часа;
  • волнообразная боль разной интенсивности, отдающая в низ живота, пах;
  • урина с примесью крови или коричневатого цвета;
  • мутная или вонючая моча с песком, микроскопическими камешками;
  • тошнота;
  • частые позывы справить малую нужду;
  • лихорадка;
  • трудности с мочеиспусканием, задержка урины.

Дискомфорт, который ощущает мужчина, весомый.

к врачу урологу

Причины образования конкрементов

Проблема возникает, когда в моче очень много кальция, мочевой кислоты и одновременно не хватает воды, которая размывает кристаллические вещества, делает урину более щелочной, не дает маленьким камешкам слипаться.

У проблемы 5 основных разновидностей. В 90% случаев она вызвана камнями из оксалата и фосфата кальция.

Конкременты из оксалата кальция

Мочекаменная болезнь

Оксалат кальция ежедневно создает печень. Также вещество встречается в пище — шоколаде, фруктах, орешках, овощах.

Оксалата кальция много и в витамине D, поэтому нужно с осторожностью принимать препараты, в котором он содержится.

Вызвать появление такого рода конкрементов способно:

• желудочное шунтирование, которое делается, чтобы снизить вес;
  • некоторые патологии обмена веществ.

Фосфат кальция

Конкременты из этого вещества порождены:

• мигренями;
  • отдельными антиконвульсивными препаратами (топирамат);
  • почечным тубулярным ацидозом.

Струвитные конкременты

Рождены инфекциями. Они быстро становятся очень объемистыми. Если вовремя не лечить, то конкременты заблокируют отток мочи, вызовут тяжелые осложнения. Удалить их можно будет только хирургическим путем.

Камни из кристаллов мочевой кислоты (ураты)

Появляются у людей:

• которые не пьют достаточно жидкости, резко ее теряют (к примеру, во время интенсивных занятий спортом);
  • сидят на высокобелковой диете;
  • страдают от подагры.

Цистеновые конкременты

От них страдают люди с очень редким генетическим заболеванием (цистинурией), из-за которого жизненно необходимые аминокислоты в больших количествах выводятся из организма.

Проблема также порождена:

• гиперпаратиреозом (нелады с паращитовидной железой);
  • некоторыми врожденными патологиями (губчатая почка, синдром Дента);
  • воспалительными заболеваниями кишечника (болезнь Крона), хроническими диареями.

Причины мочекаменной болезни у мужчин разнообразны.

Мочекаменную болезнь можно выявить, если сделать:

• анализ крови и обнаружить избыток кальция или мочевой кислоты в сыворотке;
  • анализ мочи. Врач вправе попросить отфильтровывать предоставленный материал, чтобы легче было исследовать мелкие камешки и песок;
  • УЗИ и компьютерную томографию. Второй метод считается более точным. Он позволяет увидеть совсем небольшие конкременты;
  • экскреторную урографию. В вену вводится контрастное вещество, которое проходит через почки, мочеточник и «подсвечивает» их. Затем делаются рентгеновские снимки.

Когда появились признаки мочекаменной болезни у мужчин, следует не откладывать визит к доктору.

Лечение и профилактика

Камни можно не трогать, если они особенно не донимают, выходят без особых проблем (такие обычно имеют размер 4–6 мм). Если конкременты — причина умеренных болевых ощущений, следует применять:

• нестероидные противовоспалительные средства (напроксен) и панадол;
  • тиазидные диуретики (они постепенно «размывают» кальциевые вещества);
  • аллопуринол. Снижают содержание мочевой кислоты, делают урину более щелочной, менее кислотной;
  • антибиотики. Устраняют инфекции, из-за которых появляются струвитные конкременты.

Когда проблема серьезно донимает, доктор выписывает альфа блокаторы (доксазозин, празозин), расслабляющие мышцы мочеточника.

Если конкременты большие, повреждают мочеточник, вызывают кровотечения, лечение мочекаменной болезни у мужчин включает их устранение. Камни удаляют с помощью:

Мочекаменная болезнь
  • Литотрипсии. Конкременты дробят ударные звуковые волны. Процедура длится около часа. Чтобы убрать страдания, достаточно местной анестезии. Побочные эффекты процедуры — припухлость в месте, куда были направлены звуковые волны, кровь в моче.
  • Уретероскопия. В мочеточник вводится эндоскоп. Затем конкременты дробятся или извлекаются. Доктор также устанавливает в мочеточник специальный стент (тонкую расширительную трубку), чтобы улучшить мочеиспускание, помочь поврежденным тканям побыстрее зажить.
  • Чрескожная нефролитотомия. Совершается через небольшое отверстие в коже. Помогает избавиться от конкрементов, чей размер превышает 2 см. Врачом производится небольшой надрез в области спины, затем камни удаляются.

Из больницы можно выписываться уже на следующий день.

Чтобы защититься от болезни, просто придерживаемся следующих нехитрых правил:

• пьем много несладкой жидкости (3–4 литра в сутки);
  • стараемся не перебарщивать с белками, сахаром и столовой солью. Особенно последней (хлоридом натрия), которая влияет на количество кальция в крови;
  • воздерживаемся от приема витаминно-минеральных комплексов с кальцием;
  • не перебарщиваем пищей, богатой оксалатами (орехи, шпинат, шоколад, чай, свекла, соя);
  • добавляем в диету соль лимонной кислоты.

Профилактика мочекаменной болезни у мужчин предотвратит патологию, защитит от дискомфорта и болезненности.

Урологи клиники «Гармония»

Светлов Владислав Викторович
Хирург, Уролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук