Повышенная мочевина в крови

Мочевина в крови

Повышение в крови мочевины обнаруживают при биохимическом анализе крови. Если других жалоб нет, стоит задуматься о питании. Такие показатели могут быть при употреблении большого количества белковой пищи, например, мяса, рыба, курицы и др. Скорректировать содержание мочевины в крови помогает диета №6. В ней упор делается на продукты, в составе которых сложные углеводы. При этом количество белковой пищи снижается.

Физиологические причины повышения мочевины в крови могут быть связаны со злоупотреблением алкоголем или физическим перенапряжением. Также подобный эффект возникает в качестве побочного действия некоторых лекарственных препаратов.

Из патологических причин выделяют болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные поражения, лишний вес, патологии почек и заболевания крови.

Само по себе повышение концентрации мочевины в крови не информативно. Нужны дополнительные обследования, включая определение уровня мочевой кислоты и креатинина в крови. Если превышение нормы обнаруживается и по этим показателям, нужно посетить нефролога или уролога для консультации.

Повышенная мочевина в крови: почему возникает и как лечить

Мочевина в крови

Иногда в результатах анализов пациенты видят то, что их беспокоит, и ждать приема у врача – мука. Хотя говорить о точном диагнозе по одному исследованию нельзя, можно примерно описать, при каких заболеваниях возможно получение подобных результатов. Например, повышенная мочевина в крови появляется как при физиологических процессах, так и при некоторых патологиях.

Причины состояния

Если обнаружено повышение мочевины в крови, причины могут быть двух типов: физиологические и патологические. В зависимости от того, к какой группе относится предрасполагающий фактор, разрабатывается план по нормализации состояния.

к врачу

Физиологические причины:

• злоупотребление алкоголем;
  • рацион с высоким содержанием белковой пищи – мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов и т. д.;
  • высокие физические нагрузки.

Они не требуют медикаментозного лечения, рекомендуется коррекция поведения и образа жизни.

Патологические причины:

• нарушение фильтрационной функции почек;
  • усиленный распад белка в организме;
  • повышенное содержание холестерина, кальция и липидов в крови;
  • активный распад пуриновых оснований.

Если физиологические причины исключены, нужно проводить обследование и выяснять, какой патологией вызвано состояние.

Возможные заболевания

Повышение в крови уровня мочевины возникает при поражении различных органов и систем.

Заболевания, для которых характерен симптом:

• ожирение;
  • острая и хроническая почечная недостаточность;
  • артериальная гипертензия;
  • пиелонефрит;
  • онкология;
  • гломерулонефрит;
  • атеросклероз;
  • лейкемия;
  • поликистоз почек;
  • подагрический артрит;
  • нефропатия;
  • мочекаменная болезнь.

При обширных ожогах, а также при болезни Дауна также может наблюдаться повышение концентрации мочевины. Установить диагноз поможет комплексное обследование, план которого зависит от жалоб пациента.

В каком случае обращаться к врачу

Есть типичные симптомы, сочетание которых с повышенным содержанием мочевины говорит о возможном наличии патологии. В этом случае нужно обратиться к врачу как можно скорее.

Настораживающие симптомы:

• боли в суставах;
  • язвы на коже;
  • уменьшение количества выделяемой мочи;
  • аритмия;
  • краснота в области коленных и локтевых суставов;
  • повышенная утомляемость и слабость;
  • эпизоды повышения артериального давления;
  • постоянный налет на зубах даже после проведения гигиенических процедур.

Если ничего не беспокоит, кроме повышенного содержания мочевины, визит к врачу можно отложить на 2-3 недели. На это время стоит пересмотреть свои привычки и образ жизни. При отсутствии положительной динамики в анализах, обратиться к специалисту все же стоит. Начать можно с терапевта.

План обследования зависит от жалоб пациента. Если беспокоят проявления со стороны сердечно-сосудистой системы, потребуется консультация кардиолога. Он может назначить ЭКГ, ЭхоКГ, холтер.

При наличии жалоб со стороны выделительной системы, обследование проводит нефролог. Дополнительно назначается определение уровня креатинина и мочевой кислоты в крови, а также УЗИ почек.

Простатит у мужчинЧитайте также: Простатит у мужчин

Лечение

Если только повышена мочевина в крови, лечение не требуется. Но скорректировать привычки все же рекомендуется.

Образ жизни при повышенной мочевине:

• исключить алкоголь;
  • диета №6, основной рацион при которой составляют сложные углеводы, а содержание пуриновых оснований минимально;
  • умеренность физических нагрузок;
  • выпивать не менее 2 литров воды в сутки.

Если повышение концентрации мочевины вызвано приемом лекарственных средств, нужно дождаться окончания курса, подождать 2 недели и измерить уровень снова. При наличии отклонений нужно обратиться к врачу.

При повышении уровня мочевины в связи с патологическим состоянием, необходимо провести лечение основного заболевания. Нормализация показателей крови происходит при достижении стойкой ремиссии.

Урологи клиники «Гармония»

Светлов Владислав Викторович
Хирург, Уролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук