Урчание в животе

Урчание в животе

Вряд ли найдется хоть один человек, у которого за всю его жизнь ни разу не происходило урчание в животе. Но когда данный симптом проявляется довольно часто и начинает доставлять неудобства, следует разобраться в причинах.

Для начала надо выяснить, при каких обстоятельствах возникает урчание, а также сопровождается ли оно болями, диареей, лихорадкой, тошнотой, слабостью, появляется ли запах изо рта и белый налет на языке, происходят ли попутно изменения показателей температуры и давления, и прочее. Исходя из этих симптомов, анализируя, почему урчит в животе, причины у взрослого человека могут быть следующими:

к врачу гастроэнтерологу

Голод и переедание

Если организм не получает пищу через определенный промежуток времени (в идеале это 2 часа), то, желудок и кишечник начинают сокращаться (попутно с выделением желудочного сока), в результате чего в данных органах происходит перемещение жидкостей и газов, что является причиной клокочущих звуков.

Причины урчания в животе

Такой же эффект может произойти и в результате обильного приема пищи после длительного периода голодания.

Если человек точно знает, что причиной звуков во внутренних органах становятся голод или переедание, то особо волноваться не стоит. Но если это не так, то следует принимать меры.

Попадание воздуха в пищеварительный тракт

Этому может способствовать слишком быстрый прием пищи (без тщательного пережевывания), увлечение жвачкой, проблемы с носоглоткой (заложенность, отечность).

Особенности употребляемых продуктов

1. Алкогольные и газированные напитки могут вызывать дополнительное выделение желудочного сока и приводить к излишнему газообразованию.
  2. Практически все продукты при избыточном их употреблении или неправильном сочетании способны спровоцировать дисбактериоз или вызвать излишнее газообразование. Как правило, это сложные для расщепления продукты: овощи (например, бобовые, капуста и пр.), фрукты, свежая дрожжевая выпечка, молочные продукты и т. п. Только правильно продуманный и сбалансированный рацион питания, исключение (ограничение) продуктов-провокаторов способны уменьшить урчание в животе.

Врожденные дефекты, последствия травм и операций

Различные аномалии развития органов пищеварения, затрудняющие переваривание пищи, удаление части (частей) органов пищеварительной системы, последствия отравлений с нарушениями слизистой и т. п. способны нарушить микрофлору и моторику органов.

Существует целый ряд заболеваний провоцирующих появление неприятных звуков:

• холецистит
  • панкреатит
  • дисбактериоз
  • гастроэнтерит
  • гельминтоз
  • колит
  • гастрит
  • инфекционные заболевания
  • онкологические заболевания
  • пищевая аллергия
  • дискинезия желчевыводящих путей
  • желчнокаменная болезнь
  • невроз

При любом длительном дискомфорте (боли, рвота, диарея и т. п.), сопровождающем урчание в животе, лечение с предшествующей диагностикой должно проводиться только квалифицированными врачами. Многие из вышеперечисленных симптомов могут вызывать заболевания, приводящие к летальному исходу и угрожать здоровью окружающих. Следует незамедлительно обратиться к врачу.

Малоподвижный образ жизни

Урчит живот

Отсутствие умеренных физических нагрузок приводит к снижению мышечного тонуса, сосудистым проблемам, нарушению обмена веществ. Застойные явления являются следствием снижения моторики кишечника, а внутренний жир сдавливает органы и нарушает кровоток.

Беременность

Во время беременности происходит перестройка организма. Повышение прогестерона способствует расслаблению мышц внутренних органов, а развитие плода приводит к смене положения и сжатию внутренних органов. Беременность оказывает влияние и на обменные процессы. Все это способствует накоплению газов и затрудняет их выведение.

Апенченко Юлия Сергеевна
Гастроэнтеролог, высшая категория, кандидат медицинских наук, доцент

Барашков Александр Петрович

Басалаева Наталья Васильевна