Из-за чего сводит ноги по ночам, и что с этим делать?

Каждый третий человек хотя бы раз просыпался ночью от судороги ног. Единичные эпизоды этого состояния неприятны, но не вызывают опасений. Если проблема беспокоит систематически, нужно идти к врачу для выяснения причины и подбора лечения.

Почему так происходит

Характерные боли в ногах могут как сигнализировать о патологии, так и появляться по физиологическим причинам. Понять, из-за чего возникает это ощущение, важно для разработки тактики лечения.

Причины судороги по ночам

Причины болей:

1. Повышение чувствительности нервных окончаний.
  2. Недостаток микроэлементов для нормального сокращения мышц.
  3. Ухудшение кровообращения икроножных мышц.
  4. Нарушение всасывания кальция.
  5. Перенапряжение мышц.

Беременность не болезнь, но тоже часто становится причиной неприятных ощущений в ногах. И всё же посетить врача стоит даже в такой период, чтобы убедиться в отсутствии патологий.

Характерные заболевания

Одна из самых частых причин сведения ног — обезвоживание. На его фоне нервные окончания становятся более чувствительными, что и провоцирует неприятные ощущения.

Дефициты калия, магния, натрия и кальция также способны вызывать судороги ног. Состояние также характерно для гипотиреоза, так как при этом заболевании снижается концентрация кальцитонина и усвояемость кальция.

Болезни почек также могут провоцировать судороги. Это связано с нарушением баланса электролитов, необходимых для работы мышц.

План обследования

Перед тем, как идти к врачу, стоит оценить свой питьевой режим и питание. Если в течение 2-х недель после увеличения объёма употребляемой воды и коррекции рациона положительных изменений не произошло, стоит обратиться к врачу. Он оценит состояние и направит к профильному специалисту при наличии необходимости.

Диагностические мероприятия:

Диагностика судороги по ночам
  • УЗИ вен нижних конечностей;
  • общий анализ мочи;
  • исследование крови на содержание магния, кальция, калия и натрия;
  • рентгеновский снимок или магнитно-резонансная томография позвоночника, особенно нижних отделов;
  • оценка уровня гормонов щитовидной железы;
  • биохимическое исследование крови на содержание глюкозы, а также гликированного гемоглобина.

По результатам врач ставит предположительный или окончательный диагноз. В первом случае пациент перенаправляется к профильному специалисту.

к врачу терапевту

Варианты лечения

Проще всего избавиться от ощущения, что ноги сводит, при обезвоживании. Нужно употреблять достаточное количество чистой воды, и со временем боли исчезнут. Чай, кофе, морсы и другие напитки не могут заменить воду, так как в них нет нужных минеральных веществ и есть много побочных компонентов.

Вода, особенно минеральная, спасёт и при дефиците минеральных веществ.

Сводит ноги по ночам

Дополнительно стоит включить в рацион:

• бананы, авокадо и миндаль (содержат магний);
  • молочные продукты;
  • шпинат и брокколи (богаты кальцием);
  • томаты, картофель и морковь (в них много кальция).

Если исправить ситуацию натуральными средствами не получается, подключают приём препаратов, содержащих необходимый элемент.

При обнаружении варикозной болезни вен нижних конечностей требуется консультация флеболога или сосудистого хирурга. Лечение подбирается исходя из стадии. Это могут быть препараты, повышающие тонус вен, ношение компрессионного трикотажа. Для любой стадии рекомендовано ограничивать время нахождения стоя или сидя, подкладывать подушку под ноги, когда человек лежит, а также поддерживать физическую активность: минимум 30 минут в день 6 раз в неделю прогулки пешком. При неэффективности консервативной терапии применяется хирургическое лечение.

При гипотиреозе часто назначается приём гормональных препаратов. Как и при диабете, пациенты принимают их всю жизнь.

Дегенеративные заболевания позвоночника лечат физиотерапией, массажем, гимнастикой. Реже назначается хирургическое вмешательство.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории