Белые густые сопли: когда возникают и как лечить

На выделения из носа многие не обращают внимание, а зря. Не всегда это просто насморк или симптом ОРВИ, иногда белые густые сопли говорят о серьёзном заболевании. Если улучшения состояния нет в течение 4–5 дней, стоит обратиться к врачу для консультации.

Причины состояния

Белые густые сопли

Слизь в носу есть в норме у всех людей. Она помогает удалять патогенные микроорганизмы и частицы пыли с поверхности слизистой оболочки. Сгущение выделений наблюдается по разным причинам:

• недостаток употребляемой жидкости;
  • сухой воздух в помещении;
  • воспалительный процесс;
  • нахождение в загрязнённом помещении.

При недостатке влаги в воздухе или в организме выделяется слишком густая слизь, но при этом не наблюдается симптомов заболевания. Воспалительный процесс делает сопли мутными за счёт попадания в них лейкоцитов — белых кровяных телец. Они выполняют иммунную функцию и уничтожают болезнетворные микроорганизмы. При этом сами лейкоциты погибают, оставаясь в составе слизи, что и делает её мутной.

Густая слизь мешает нормальному функционированию ресничек эпителия слизистой оболочки. Они не могут полноценно очищать и защищать от патогенных микроорганизмов, так как находятся в слепленном состоянии. Поэтому лечить густые белые сопли необходимо для возобновления нормальной работы слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

При каких заболеваниях бывает

Выделения из носа характерны как для вирусных, так и для бактериальных инфекций. Они отличаются по цвету и консистенции. Для вирусных заболеваний характерна прозрачная слизь или белого цвета. При этом она достаточно жидкая.

Для бактериальных инфекций характерен желтоватый или зеленоватый оттенок. Такой цвет возникает из-за гнойных выделений. Характер лечения зависит не только от возбудителя заболевания, но и от локализации патологического процесса.

к врачу терапевту

Виды заболеваний:

• ринит;
  • назофарингит;
  • синусит.

Важно наличие других патологических симптомов — температуры, головной боли, отёка в области глаз. По этим признакам можно предположить, какое заболевание вызвало появление густого слизистого секрета.

Диагноз устанавливается врачом на основании обследования пациента. Нужно максимально подробно описать беспокоящие симптомы.

План диагностических мероприятий:

• выслушивание жалоб;
  • осмотр носоглотки;
  • общий анализ крови.

По результатам обследования терапевт ставит диагноз и назначает лечение. В некоторых случаях требуется консультация оториноларинголога.

Белые густые сопли

Терапия вирусных заболеваний симптоматическая. Заложенность носа снимается сосудосуживающими препаратами: Ксилен, Називин, Тизин, Отривин. Использовать их можно не дольше 7 дней. Лучше выбирать средства в форме спрея — их требуется меньше для достижения того же эффекта, и они проще доставляются внутрь носовых ходов.

При любой инфекционной патологии важно пить много тёплой жидкости и часто проветривать помещение. Это поможет не только сделать слизь менее вязкой, но и вывести токсины из организма, а также уменьшить концентрацию в нём патогенных микроорганизмов.

Бактериальные инфекции лечат антибиотиками. Они выпускаются в форме спрея для местного использования — Изофра, Полидекса, и в виде таблеток системного действия — они необходимы только при наличии других симптомов ОРВИ — высокой температуры, озноба, головных болей.

Облегчить состояние поможет промывание носа соляным раствором. Лучше использовать готовые — АкваМарис, Аквалор и другие, чем готовить самостоятельно. Добиться правильной концентрации соли сложно, а при добавлении слишком большого количества можно повредить слизистую.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории