Как лечиться, когда болит горло и нет голоса

Одно из самых неприятных ощущений — потеря голоса. Человек становится ограничен в общении, в том числе деловом. Восстановить речь и снять болезненность можно, если выяснить причину возникновения патологии.

Причины состояния

Лечение горла и голоса

Боль в горле может быть вызвана воспалением или действием химических веществ. Инфекция вызывает отёк, в том числе голосовых связок и слизистой оболочки дыхательных путей. В результате этого человек становится охрипшим, испытывает болезненные ощущения.

Потерять голос можно из-за действия алкоголя и других жидкостей на основе спирта. Они обжигают горло и связки, из-за чего возникает боль и осиплость.

Иногда потеря голоса бывает физиологической — при перенапряжении. Она характерна для людей, много выступающих на сцене или по телевидению.

Человек может осипнуть на фоне сильного стресса. В этом случае ему потребуется нетипичное лечение, которое может подобрать только специалист.

Возможные заболевания

Чаще всего боль в горле и потеря голоса сопровождает ОРВИ. Тогда у пациента обнаруживаются и другие характерные симптомы: насморк, повышенная температура тела, кашель, озноб, ломота в теле, головная боль.

Врач может также поставить диагноз «ларингит». Это воспаление слизистой оболочки гортани и голосовых связок.

к врачу терапевту

Поставить диагноз врач может по данным анализов и опроса пациента. Разговаривать шёпотом при этом не рекомендуется — это создаёт большую нагрузку на связки. Лучше заранее записать жалобы на листок и взять его с собой на приём.

Важно подробно указать обстоятельства, при которых пропал голос. Если был сильный стресс или перенапряжение, это нужно сообщить врачу.

Обследование включает:

• осмотр терапевта;
  • общий анализ крови;
  • осмотр оториноларинголога;
  • консультация невролога при необходимости.

Если других признаков ОРВИ не обнаружено, может быть рекомендовано обращение к фониатру. Это специалист по лечению голосовых связок.

Лечение

В первую очередь необходимо лечить первоисточник проблем. При ОРВИ рекомендуется соблюдать постельный режим, пить много тёплой жидкости и регулярно проветривать помещение.

Человеку, который потерял голос, нужно соблюдать голосовой покой. От разговора шёпотом стоит отказаться в первую очередь, чтобы не напрягать связки.

Лечение горла и голоса

Боль в горле помогают снять леденцы для рассасывания — Стрепселс, Септолете, Доктор Мом и другие. Они обладают обволакивающим эффектом и защищают горло от действия раздражающих факторов.

Защитную и смягчающую роль выполняют спреи — Гексорал, Граммидин. Не рекомендуется использовать лекарства, содержащие спирт. Он раздражает слизистую и препятствует нормальному заживлению.

Быстро вернуть голос помогают полоскания Фурацилином. Желательно использовать свежий тёплый раствор. Хранить и применять готовое средство можно не более 12 часов.

Ингаляции горячим воздухом проводят только при отсутствии температуры. В ином случае разрешено использование небулайзера с холодным распылением. Препарат для ингаляций подбирает врач с учётом специфики заболевания и вида аппарата.

Если симптомы появились после сильного стресса, невролог может назначить седативные средства. Часто достаточно фитопрепаратов — экстракта валерианы или пустырника. Они могут быть на основе спирта, но из-за малой концентрации в конечном растворе такие лекарства не нанесут вреда связкам.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории