Можно ли застудить лёгкие на холоде

Холодом людей пугают с самого детства: «Не сиди на холодном!», «Надень шапку, менингит заработаешь!», «Не болтай на морозе, пневмония будет!», и другие страшные пророчества каждый слышал от родителей или бабушек. Но на самом деле они имеют довольно мало общего с медицинскими фактами. Однако нанести вред лёгким мороз действительно может.

Механизмы развития патологии

Значение действия холодного воздуха на внутренние органы обществом сильно переоценено. Дыхательные пути человека имеют такое строение, что вдыхаемый через нос поток успевает прогреться, пока дойдёт до лёгких. Даже разговор на морозе не приведёт к пневмонии.

Пневмония

Воспаление лёгких вызывают вирусы или бактерии. Местное охлаждение в виде морозного воздуха не приводит непосредственно к развитию заболевания. Но оно может снижать местный иммунитет, то есть уровень сопротивляемости организма микробам. Тогда им будет легче проникать в клетки и поражать их. Но без вирусов и бактерий заболевания не разовьётся даже при очень низкой температуре на улице.

При длительной работе на холоде или занятии спортом может возникать характерное жжение в горле, развиваться кашель и бронхит. Многие думают, что виной этому холод. На самом деле так происходит из-за сухого воздуха, а не холодного. Тот же эффект можно заметить в жарком климате с пониженной влажностью. Повреждение дыхательных путей возникает из-за высушивания слизистой, то есть обезвоживания.

Самый редкий вариант патологии — холодовое повреждение лёгких. Для этого температура на улице должна быть экстремально низкой, а дышать человек должен ртом. Только при таких условиях возможно повредить клетки лёгких. Ситуация вряд ли произойдёт в средних широтах, скорее за полярным кругом при работе на улице.

к врачу терапевту

При подозрении на пневмонию обязательно нужно обращаться к врачу. Заболевание может протекать очень тяжело, а обнаружить его может только специалист. Он выслушает жалобы, соберёт анамнез, проведёт аускультацию лёгких. В качестве дополнительных методов обследования назначается рентген органов грудной клетки или компьютерная томограмма, а также общий анализ крови.

Если у человека есть подозрение на холодовое повреждение лёгких, посетить врача также стоит. Он проведёт осмотр, оценит состояние пациента и подберёт подходящее лечение.

Пневмония

Пневмония — опасное заболевание, при котором всегда назначаются антибиотики. Даже при вирусной этиологии есть риск развития бактериальных осложнений. При этом основные принципы лечения — постельный режим, обильное питьё и проветривание.

При холодовой травме или повреждении слизистой из-за сухого воздуха препараты часто не требуются. Достаточно пить больше жидкости, чтобы организм вырабатывал увлажняющую слизь, и избегать действия мороза.

Профилактика

Самый простой способ избежать переохлаждение органов дыхания — прикрывать рот шарфом или носить балаклаву. При прохождении через них воздух прогреется и станет теплее, а также более увлажнённым. Таким способом можно избежать и обезвоживания из-за излишней сухости. Дышать станет немного труднее, но к этому быстро привыкают.

Если приходится дышать ртом на морозе, стоит держать его не широко раскрытым, а оставить максимально узкую щель. Так воздух будет поступать ограниченно и лучше прогреется.

Избежать развития пневмонии почти невозможно. Если не посещать места массовых скоплений людей в периоды простудных заболеваний, а также поддерживать иммунитет закаливанием и полноценно питаться, это снизит риск любых инфекционных патологий дыхательных путей.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории