Боль в висках, насморк и слабость: что их объединяет?

Когда болит не что-то одно, а сразу в нескольких местах, это доставляет массу неудобств. И иногда это не просто неприятно, но может быть опасно. Есть несколько причин, по которым головная боль, насморк и общая слабость могут возникать одновременно. И порядок действий при лечении будет очень разным.

При каких болезнях бывает

Сильная слабость сопровождает практически любое заболевание. По этому симптому сложно судить о природе патологии. А сочетание насморка с головной болью позволяет сделать несколько предположений. Возможные диагнозы:

Почему болят виски, слабость, насморк
  • аллергия — часто сопровождается ринитом, при котором возникает насморк и боль в носу, а головные боли в области висков появляются из-за нехватки кислорода на фоне отёка слизистой носа;
  • синусит — воспалительные заболевания носовых пазух вызывают боль из-за отёка и скопления гноя, причём ощущения распространяются не только на область поражения, но и отдают в височную зону.

к врачу терапевту

Это две абсолютно разных патологии, которые требуют собственных схем лечения. Поэтому при появлении характерных симптомов нужно задуматься, может ли возникнуть аллергия на что-либо. Часто такие патологии семейные, то есть среди родственников есть люди с похожими заболеваниями.

Если состояние сопровождается температурой или характерным отёком лица в области пазух, можно предположить синусит. В этом случае требуется срочное медицинское вмешательство. Откладывание похода к врачу грозит распространением инфекции на вещество головного мозга, что вызывает серьёзные осложнения.

Диагностика заболеваний

Врач не всегда сразу сможет поставить диагноз. Сначала нужно обратиться к терапевту для очной консультации. Мероприятия, проводимые врачом:

Заболевания при симптомах: боль в висках, слабость, насморк
  • опрос — выяснение жалоб поможет лучше понять клиническую картину;
  • сбор анамнеза — наличие аллергических заболеваний у пациента или его родственников позволит сделать более точные предположения о природе заболевания;
  • осмотр — характерные отёки в области пазух помогут предположить наличие воспаления в этой области;
  • пальпация — боль в местах проекции пазух носа говорит о воспалительном отёке.

По результатам физикального обследования не всегда удаётся выявить причину заболевания. Тогда назначаются дополнительные исследования. К ним относится общий анализ крови (повышение количества эозинофилов при аллергии и лейкоцитов при воспалении) и мазок из зева на эозинофилы (их присутствие означает аллергическую реакцию). Также в крови можно определить увеличение концентрации иммуноглобулинов Е (IgE), что говорит об аллергии.

При наличии аллергической реакции нужно выяснить её природу. Для этого проводят анализ крови на аллергены или выполняют кожные аллергопробы. Если провоцирующее вещество обнаружено, контакт с ним нужно постараться полностью исключить на время лечения.

Варианты лечения

Схема терапии подбирается врачом на основании клинической картины и данных лабораторных исследований. Варианты лечения:

Как лечить боль в висках, слабость, насморк
  • Аллергия — приступ купируется антигистаминными препаратами (нового поколения — Зодак, Зиртек, старого — Супрастин). Для более длительных результатов проводится АСИТ для постепенного привыкания организма к действию аллергенов, что влечёт уменьшение выраженности симптоматики во время последующих приступов или их полное отсутствие.
  • Синусит — лечение начинают с местных антибиотиков в виде спреев (Изофра). При отсутствии положительных результатов в течение 3-х дней назначаются препараты общего действия широкого спектра.

Откладывать начало лечения не стоит. Оба заболевания могут приводить к серьёзным осложнениям: аллергическая реакция способна перейти в ангионевротический отёк, а синусит вызвать инфицирование головного мозга. Эти состояния требуют срочной медицинской помощи и могут привести к летальному исходу.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории