Обмороки — что это, их  причины и как их избежать

С кратковременной потерей сознания так или иначе сталкивался каждый человек: кто-то испытывал на себе, кто-то видел у близких, кто-то только в кино. На первый взгляд кажется, что обморок — это очень страшно и обязательно опасно. Но причины могут вполне прозаичными, совсем не связанными с патологиями, а лечение пройдёт даже без таблеток и уколов.

Причины состояния

Обморок и причины состояния

Во время обморока мозг человека переходит как бы в режим энергосбережения, то есть он работает, но не в полную силу. Из-за этого сознание выключается на какое-то время. Причины возникновения обмороков можно разделить на две группы: физиологические и патологические. Первые не требуют медикаментозной терапии, вторые же должны быть установлены врачом и по возможности скорректированы.

Физиологические причины обмороков:

• сильные эмоции (испуг, удивление, тревога и др.);
  • низкая концентрация кислорода в помещении;
  • снижение уровня глюкозы в крови на фоне длительного голодания;
  • уменьшение объёма циркулирующей крови из-за массивной кровопотери при обильных менструациях, внутренних и внешних кровотечениях;
  • побочный эффект препаратов, расширяющих сосуды (используются для терапии аденомы простаты).

Патологические причины:

• сужение сосудов головного мозга;
  • нарушение сердечного ритма;
  • гиперчувствительность рецепторов каротидного синуса;
  • сужение просвета аорты.

Выяснить, почему возникают обмороки, может только врач после проведения комплексной диагностики.

Возможные заболевания

Чаще всего обмороки связаны с болезнями сосудов и сердца. У пожилых людей часто встречается аортальный стеноз и синдром каротидного синуса, при котором обмороки возникают на фоне сдавления области шеи тесной одеждой, шарфом или галстуком.

Обмороки могут наблюдаться при нарушении кровотока в вертебробазилярном бассейне и аритмиях.

к врачу терапевту

Для установления причины обморока нужно обратиться к терапевту. Он назначит обследование, оценит полученные результаты и подберёт подходящее лечение или направит к профильному специалисту.

План обследования:

• общий анализ крови;
  • ЭКГ;
  • УЗИ сосудов головного мозга;
  • ЭЭГ.

Если по одному из пунктов обнаружены отклонения от нормы, возможно проведение дополнительных анализов: содержание витамина В12, ферритина и сывороточного железа, а также ЭхоКГ.

Лечение

Проще всего избавиться от обмороков тем, у кого они возникают по физиологическим причинам. Патологии же лечат специалисты подходящего профиля, к которым терапевт направляет пациента после оценки результатов обследования.

Варианты лечения:

Обморок и его лечение
  • Справляться с сильными эмоциями помогают занятия с психологом или психотерапевтом. Специалист научит проживать их без ущерба для себя.
  • Устранение причины кровотечения и обильное питьё при снижении объёма циркулирующей крови.
  • Восполнение дефицитов витаминов и минералов при анемии.
  • Аортальный стеноз лечится пересадкой или баллонной пластикой аортального клапана.
  • При аритмии назначаются препараты из группы антиаритмиков. Их приём и состояние пациента контролирует кардиолог.

При синдроме каротидного синуса нужно носить свободную одежду в области шеи, не завязывать туго шарфы и галстуки.

Игнорировать обмороки опасно: при них люди часто падают с большой высоты и получают серьёзные травмы. Частоту эпизодов связывают с возможностью внезапной смерти: чем чаще отмечаются обмороки, тем выше риск. Поэтому нужно своевременно обращаться к специалистам, выяснять причину и заниматься лечением обнаруженного заболевания.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории