Что делать, если пропало обоняние, и как его вернуть

У людей всего 5 органов чувств, поэтому потерять на время один из них неприятно. Когда не чувствуется запах, причины могут быть не только в органах дыхания, но и в нервной системе. Поэтому важно пройти диагностику и установить заболевание как можно раньше, пока обоняние не пропало навсегда.

Причины состояния

Пропало обоняние

Проблемы с обонянием обычно связывают с патологиями носа. Из-за отека слизистой оболочки возникает заложенность, воздух меньше проходит внутрь и контактирует со вкусовыми рецепторами. В результате человек не чувствует запахи.

При некоторых заболеваниях поражаются сами луковицы, улавливающие запахи. Они не посылают сигналы мозгу, а человек ничего не чувствует.

Более серьезные патологии поражают непосредственно нервные волокна, передающие сигнал. Рецепторы улавливают запах, то в мозг информация не поступает. Для человека результат тот же — отсутствие чувств.

Самые страшные заболевания связаны с парагиппокампальной зоны головного мозга. При них повреждается зона, ответственная за анализ информации о запахах. Мозг не способен их распознавать, поэтому человек их не чувствует.

Каждый механизм отвечает за свою группу заболеваний. Важно корректно определить патологию, чтобы назначить адекватное лечение и запахи вернулись.

При каких заболеваниях встречается

Часто потеря обоняния сопровождает течение ОРВИ и ОРЗ. При этом слизистая носа отекает, больным трудно дышать. Если снять заложенность, чувствительность восстановится. Тот же механизм потери обоняния характерен для аллергического ринита и синуситов.

Гораздо больше людей беспокоит, почему нос дышит, а запахи не чувствуются. Так происходит при поражении нервных волокон или рецепторов. Симптом встречается при хроническом атрофическом рините, бесконтрольном применении сосудосуживающих капель от насморка, приеме ингибиторов АПФ или эстрогенов, а также при отравлении тяжелым металлами. Подобное также наблюдается при гриппе и коронавирусной инфекции.

Поражение участков головного мозга, отвечающих за запахи, встречается достаточно редко. Так бывает при дегенеративных патологиях нервной системы (болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз), травмах головы, а также на фоне осложнений после операций на мозге.

к врачу терапевту

Диагностические мероприятия

Пропало обоняние, диагностика

При обращении к врачу внимание обращают на жалобы и эпидемиологический анамнез. Если пациент был в контакте с больным, а также имеет заложенность носа и высокую температуру, можно предположить ОРВИ и ОРЗ. Человеку рекомендуется сдать общий анализ крови для точного определения природы заболевания: бактериальной или вирусной.

Резкая потеря обоняния и вкуса — признак коронавирусной инфекции. Пациенту показана сдача анализов на возбудителя в виде мазка из носа.

Аллергический ринит устанавливается по характерной клинической картине. В мазке из носоглотки обнаруживаются нейтрофилы, в крови повышен IgE.

Атрофический ринит устанавливает оториноларинголог после очного осмотра. Иногда рекомендуется рентгеновский снимок. Этот же метод диагностики используется при синуситах.

Варианты лечения

Пропало обоняние, лечение

Что делать, если пропало обоняние, зависит от причины состояния. Терапия подбирается врачом индивидуально с учетом возраста и сопутствующих заболеваний.

Схемы лечения:

1. Антибиотики — при ОРЗ со средним и тяжелым течением, синусите.
  2. Постельный режим и обильное питье — для неосложненного ОРВИ.
  3. Тамифлю, Осельтамивир — при гриппе.
  4. Кортикостероиды местно в виде спрея — при злоупотреблении сосудосуживающими каплями.
  5. Антигистаминные — при аллергическом рините.

Для атрофического ринита, коронавирусной инфекции и всех видов поражения головного мозга схема терапии разрабатывается специалистом с учетом клинических рекомендаций и состояния пациента.

Обоняние возвращается после выздоровления и восстановительного периода. Он длится от 2 недель до 3 месяцев. Если улучшений не происходит, стоит пройти повторное обследование для оценки состояния рецепторов и нервных окончаний.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории