Сбивают ли температуру 38,5°С и как это сделать?

Есть два состояния: когда снижением температуры тела можно пренебречь и тогда, когда лихорадка смертельно опасна. Прежде, чем начинать лечение, нужно понять, к какому из состояний относится конкретный случай. Сбивают ли температуру 38,5°С, зависит от многих факторов. При этом подбирать метод снижения температуры нужно аккуратно, ведь некоторые из всем известных на самом деле очень опасны.

Причины повышения температуры

Сбить температуру 38,5

Во время большинства инфекционных болезней в организме появляются особые вещества — пирогены. Они могут вырабатываться в теле человека или поступать в него извне, являясь продуктами распада и жизнедеятельности патогенных микроорганизмов. Попадая в кровь, они воздействуют на гипоталамус (особую область головного мозга), где запускают цепь биохимических реакций. Она приводит к изменению процессов терморегуляции, и организм начинает воспринимать нормальную температуру тела как пониженную. Достигнув новой «оптимальной» точки, повышение прекращается и тело старается поддерживать результат.

Нормализация температуры тела возможна после окончания действия пирогенов. Это может произойти естественным путём, когда все они будут нейтрализованы и выведены из организма, или искусственно.

к врачу терапевту

Симптомы лихорадки

Когда у человека температура 38,5, симптомы могут быть очевидны и до её измерения термометром. Они возникают в ответ на действие пирогенов. Изменение баланса теплоотдачи и теплопродукции может идти двумя путями:

• увеличение синтеза тепла — характерно для детей, требует больших расходов энергии;
  • снижение теплоотдачи — спазм мелких сосудов, уменьшение притока крови к конечностям и коже, местное снижение температуры тела.

На фоне лихорадки возникает озноб — чувство холода. Оно сопровождается непроизвольной дрожью, в результате которой температура также повышается. При этом человек старается укрыться, появляется сонливость.

После того, как критическая точка повышения температуры пройдена, организм старается сохранить достигнутый результат. Расширяются периферические сосуды, появляется жар, кожа становится горячей.

Когда нужно сбивать температуру

Когда сбивать температуру 38,5

Повышение температуры тела — нормальная реакция тела на проникновение инфекционных агентов. Существует две гипотезы о целях саморазогревания организма:

• активация и ускорение протекания биохимических процессов, в том числе защитных: повышение скорости синтеза интерферонов и антител, обезвреживание токсинов в печени, выведение их с мочой;
  • инактивация микробных агентов за счёт действия высокой температуры.

Из этого следует, что сбивать температуру нужно не всегда. Но при показателях выше 38,5°С повышается нагрузка на лёгкие и сердце. Однако учитывать нужно не только показатель термометра, а самочувствие пациента. Если болезнь переносится легко, температуру можно не сбивать. И наоборот, при ухудшении самочувствия принимать жаропонижающие препараты можно и при меньших чем 38,5°С показателях.

Чем эффективно сбить температуру

В поисках, как сбить температуру 38,5 у взрослого, не стоит сразу бежать к аптечке. Сначала нужно предпринять все возможные физические методы охлаждения:

Чем сбивать температуру 38,5
  • снять максимальное количество одежды;
  • охладить температуру воздуха в помещении;
  • обтереть тело водой комнатной температуры (не водкой и не уксусом!).

Эти действия помогут быстро снизить температуру тела. Также стоит принять жаропонижающее средство. Они могут быть на основе парацетамола, ибупрофена или комбинированные.

Нельзя применять один и тот же препарат чаще, чем 1 раз в 8 часов. Поэтому нужно иметь как минимум 2 лекарства с различными действующими веществами. Их стоит чередовать через каждые 4 часа. Так удастся сбить температуру без риска развития устойчивости к одному из препаратов.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории