Если постоянно хочется спать и слабость: причины, диагностика

С сонливостью сталкивались 40% людей в России. Она может возникать у здоровых людей в определённых ситуацией или быть симптомом заболеваний. С причинами состояния можно попытаться разобраться самостоятельно, а если результата нет, нужно идти к врачу.

Постоянно хочется спать

Физиологические причины

Когда слабость постоянная, хочется спать, — почему так происходит нужно поискать в своих ежедневных привычках. Иногда человек сам становится причиной этого состояния.

Физиологические причины сонливости:

• Недосып — дефицит сна невозможно восполнить за выходные, это миф. Если спать по 7–9 часов не удаётся, усталость и слабость становятся постоянными спутниками.
  • Ночной или суточный режим работы — бодрствование и сон не совпадают с циркадными ритмами, отсюда плохое качество отдыха и постоянная усталость.
  • Плохая гигиена сна — сон в светлом, душном или шумном помещении, что особенно актуально для лета, гаджеты и еда менее чем за 2 часа до сна.
  • Малоподвижный образ жизни — учёные обнаружили связь недостатка физической активности с сонливостью.
  • Физическое переутомление — слишком активные занятия спортом истощают организм, он не успевает восстанавливаться.
  • Алкоголь — телу тяжело перерабатывать алкоголь, особенно по ночам. Поэтому выпивать «для крепкого сна» не стоит.
  • Курение — создаёт дефицит кислорода в крови, из-за чего мозг хуже работает, возникает усталость.
  • Обилие простых углеводов в рационе — часто скачет уровень сахара в крови, при падении которого чувствуется усталость.

Те, у кого есть хронические боли в любой части тела, тоже могут чувствовать усталость из-за плохого сна. Назвать физиологичной эту причину сложно, но в этом случае сонливость — это не следствие неизвестных патологий в организме, а последствие имеющихся.

Возможные заболевания

Когда у человека слабость, постоянно хочется спать, это объясняется некачественным отдыхом или процессами, которые происходят внутри организма. В некоторых случаях причиной становится поражение нервной системы.

Болезни, при которых есть слабость и сонливость:

Хронический насморк
  • Апноэ или храп — это остановка дыхания во сне с последующим шумным вдохом. Из-за этого в организм поступает мало кислорода, страдает качество сна и самочувствие на утро.
  • Искривление носовой перегородки — человеку трудно дышать, в том числе во сне, он вдыхает мало кислорода, что затрудняет работу мозга и приводит к усталости.
  • Хронический насморк — уменьшается поступление воздуха, а значит кислорода. Мозг работает хуже, пациент чувствует себя плохо.
  • Анемия, в том числе железодефицитная — мозгу не хватает кислорода, так как эритроциты плохо его переносят.
  • Гиповитаминоз В, D и С — эти витамины влияют на состояние нервной системы, а аскорбиновая кислота отвечает за состояние сосудов.
  • Гипотиреоз — недостаток гормонов щитовидной железы приводит к усталости, сонливости, апатии.

Это самые распространённые причины сонливости, но далеко не все. Правильный диагноз сможет поставить только врач после комплексного обследования.

к врачу терапевту

Если постоянно хочется спать и слабость, причины сначала стоит поискать самостоятельно.

Чек-лист для самоконтроля:

• Сколько спите?
  • Какие условия для сна: свет, шум, свежий воздух?
  • Есть ли ужин, гаджеты или телевизор за 2 часа до сна?
  • Есть ли физическая нагрузка? Если да, не много ли её?
  • Сколько в рационе простых углеводов?
  • Есть ли вредные привычки?

Если с условиями что-то не то, нужно исправить это и понаблюдать 2–3 недели. При отсутствии улучшений обратиться к терапевту.

Список обследований:

• общий анализ крови;
  • анализ уровня витаминов группы В, D и C;
  • анализ содержания Т3 и Т4 свободных, ТТГ.

С результатами анализов нужно прийти к терапевту. Он оценит их, подберёт терапию или направит к узкому специалисту для дообследования и уточнения диагноза.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории