Судороги в ногах

Судороги

Судороги в ногах — это непроизвольные мышечные сокращения, которые доставляют болезненность, способствуют нарушению двигательной активности пациента. Степень интенсивности спазмов варьирует. Состояние может возникнуть у людей разного пола и возраста. Судороги — не отдельная патология, а проявление основной болезни, возникшей у пациента. Она может прогрессировать и в скрытой форме, бессимптомно. Непроизвольные сокращения повторяются до тех пор, пока не купировано основное нарушение.

Причины

Если сводит ноги, причина связана с гиперактивностью головного мозга, нарушением проводимости нервных волокон мышц, или уменьшением содержания АТФ в крови. Развитию перечисленных процессов способствует:

1. Чрезмерная физическая нагрузка.
  2. Перенесенная черепно-мозговая травма.
  3. Воздействие стрессовых факторов.
  4. Использование неудобной обуви.
  5. Плоскостопие.
  6. Хроническая интоксикация организма медикаментами, химическими веществами.
  7. Недавно перенесенный наркоз (во время него применяют лекарства — миорелаксанты, действие которых может иметь осложнение в виде непроизвольных сокращений).
  8. Изнурительная диета.
  9. Обезвоживание организма.

Другие причины мышечных спазмов — перенесенная кровопотеря, гиповитаминоз, резкий переход из высокой температуры в низкую, или наоборот.

к врачу ортопеду

Виды

В зависимости от локализации появления симптома, непроизвольные сокращения поражают пальцы ног, икроножные мышцы, или ступни. Они бывают:

• тоническими (продолжительными, без периода расслабления);
  • клоническими (интенсивными спазмами);
  • генерализованными (сопровождающимися нарушением сознания);
  • парциальными (местными).

Находясь на приеме у врача, важно сообщить ему о факторах, предшествующих появлению приступа, уточнить локализацию неприятного ощущения и его длительность.

При жалобах на развитие непроизвольных сокращений в нижних конечностях, пациенту предстоит пройти:

• Лабораторное исследование крови, мочи. Определяют наличие электролитов в организме.
  • УЗДС вен нижних конечностей (изучение кровеносных сосудов).
  • Электромиографию (исследование состояния мышц).

Перечисленные виды диагностики позволяют установить, почему сводит ноги: лечение зависит от нескольких факторов, включая возраст пациента, но имеет преимущественно медикаментозный характер. Дополнительные виды исследования назначают с учетом характера предполагаемого нарушения.

Болезни, при которых возникают судороги в нижних конечностях

Судороги

Подобные неприятные ощущения появляются при сахарном диабете, болезнях щитовидной железы, варикозном расширении вен, облитерирующем эндартериите. При хронической сердечной недостаточности, анемии, нарушении электролитного обмена веществ также сводит ноги судорогой. Несколько реже симптом наблюдается при тромбофлебите вен нижних конечностей.

Лечение

Во время приступа изначально купируют судороги в ногах, причины состояния устраняют постепенно, комплексно.

Лечение 90% заболеваний, вызывающих неприятных спазмов в нижних конечностях, осуществляют консервативным способом. Для этого назначают поливитаминные комплексы; препараты, расслабляющие напряженную мышечную ткань; медикаменты, улучшающие кровоснабжение икроножных мышц, стоп. Для повышения эффективности медикаментозного лечения рекомендовано прохождение курса массажа нижних конечностей и физиотерапевтических процедур. Дополнительные виды назначаемых препаратов зависят от особенностей клинического случая.

Богомолов Павел Анатольевич
Травматолог-ортопед, врач высшей категории