Стадии рака молочной железы

У любого онкологического диагноза врачи указывают стадии. Они отображают, насколько развился опухолевый процесс, куда проросли раковые клетки и поражены ли другие органы. Есть несколько систем, по которым определяют стадии рака молочной железы.

Какие бывают

Рак груди

Классическая система указания стадии рака — римскими цифрами, где I — начало, а IV распространённый процесс с метастазами. Есть также 0 стадия, которую называют рак in situ. Это опухоль, клетки которой мутировали, но не вышли за пределы своей же мембраны. Считается, что метастазы от такого рака невозможны. Обнаружить такие изменения — большая удача, поскольку можно быстро и успешно провести лечение.

Стадии онкологического процесса:

1. Размеры опухоли до 2 см, не затронуты лимфоузлы и другие органы.
  2. Новообразование от 2 см и более или есть поражение лимфоузлов, но они ещё не срастаются в единый конгломерат. Метастазирования не происходит.
  3. Опухоль крупная или она вышла за орган, в котором образовалась, но отдалённых метастазов ещё нет.
  4. Рак с метастазами в отдалённые органы.

К цифровым указаниям часто добавляют буквенные. Ими обозначают размеры опухоли, поражение лимфатических узлов. Чем ближе к началу алфавита, тем меньше новообразование и тем оно безобиднее.

Международный вариант классификации рака — буквами TNM. Аббревиатура образована от латинских слов tumor, node, metastasis, которые означают опухоль, лимфоузлы и метастазы. В коде после каждой буквы пишется цифра:

• после Т — размер первичного новообразования;
  • после N — наличие и распространённость поражений лимфатических узлов;
  • после М — есть ли метастазы.

Цифры после Т и N соответствуют классическим стадиям опухолевого процесса от 1 до 4. После этих букв также может стоять знак «х», что означает «не может быть оценено». Если после Т стоит 0, значит очаг первичной опухоли не обнаружен.

После буквы М могут стоять только цифры 0 — «нет», или 1 — «есть». Далее врач может указать органы, в которых обнаружены метастазы.

к врачу онкологу-маммологу

Для чего определяют

Рак груди у женщин

Устанавливать, какие стадии рака молочной железы у конкретных пациентов, нужно для подбора терапии и составления прогноза по заболеванию. В некоторых случаях специалисты могут сообщить, сколько времени уйдёт на лечение. Иногда пациентам в терминальной стадии сообщают, сколько осталось до исхода заболевания.

Прогноз по заболеванию обычно рассчитывается на ближайшие 5 лет. Выживаемость у пациентов зависит от стадии, в которой обнаружено новообразование: 93% для II, 72% на III, 22% на IV.

Комфортнее всего определять стадию заболевания с помощью ПЭТ-КТ. Это позитронно-эмирсионная компьютерная томография. Пациенту вводят радиологический препарат — в случае с раком груди радиоактивную глюкозу. Она накапливается в клетках тканей, особенно сильно — в злокачественном новообразовании. Так можно точно оценить локализацию рака, размеры опухоли, поражение лимфатических узлов, обнаружить отдалённые метастазы.

Рак молочной железыЧитайте также: Рак молочной железы

Отличия в терапии на разных стадиях

В зависимости от стадии рака молочной железы, лечение будет отличаться. Проще и быстрее избавиться от заболевания на 0–1 стадии. Проводится хирургическая операция, при которой удаляются только повреждённые клетки. При этом сохраняется грудь, пациенткам не требуется установка имплантов.

Если опухоль значительного размера, проводится мастэктомия — удаление молочной железы. Во время операции пациентке сразу же устанавливается имплант.

При значительном распространении раковых клеток по организму требуется комплексное лечение: сочетание лучевой, таргетной и химиотерапии, а также оперативное вмешательство. Иногда облучение опухоли и приём препаратов назначается до хирургического удаления. Это нужно для того, чтобы рак уменьшился в размерах. Также пациенткам назначается терапия и после удаления молочной железы. Так снижается риск рецидива заболевания.

Онкологи-маммологи клиники «Гармония»

Евстигнеева Ирина Владимировна