Болит язык и появился белый налёт: к кому идти и чем лечить

Редко кто начнёт рассматривать язык и налёт на нём, если при этом ничего не беспокоит. Но когда появляется боль, которая мешает есть, пить и нормально жить, сложно не обращать внимание. Белый налёт и неприятные ощущения могут быть признаками серьёзных заболеваний, игнорирование которых приведёт к осложнениям.

Причины состояния

Болит язык

Образование белого налёта возможно и в норме. Так часто происходит при недостаточной гигиене ротовой полости или после употребления кисломолочных продуктов. При этом неприятных ощущений и беспокойства, как правило, не возникает, а сам налёт легко удаляется чисткой зубов.

Боли в области языка называют «глоссалгией». Она может выражаться покалыванием, жжением или пощипыванием. Часто боль сопровождается сухостью языка.

к врачу терапевту

Причины появления неприятных ощущений:

• воспалительный процесс;
  • трещины на фоне сухости;
  • растяжение слюнных каналов из-за закупорки.

Если не убрать причину, избавиться от боли не получится. Поэтому важно полностью обследовать пациента для точного установления диагноза.

Возможные заболевания

Боль в языке

Налёт и болезненность языка не всегда связана с поражением именно этого органа. Иногда это следствие патологий других систем.

Возможные заболевания:

• глоссит;
  • кандидоз ротовой полости;
  • гастроэнтерит, язвенная болезнь;
  • поражение нервной системы;
  • закупорка слюнных протоков;
  • острый тонзиллит (ангина);
  • эндокринные нарушения (сахарный диабет);
  • аутоиммунные патологии;
  • инфекционные заболевания (герпес, длительно протекающий туберкулез и др.);
  • лейкоплакия (характерна для тяжёлого иммунодефицита).

Часто белый налёт и боли из-за пересыхания языка сопровождают обезвоживание. В этом случае человеку срочно нужна медицинская помощь.

Очного осмотра стоматолога достаточно для обнаружения проблемы. Иногда врач может сразу поставить диагноз и назначить лечение. Но если заболевание не стоматологического характера, потребуется дополнительное обследование.

В диагностических целях проводится:

• общий анализ крови для выявления инфекционного процесса;
  • ФГДС для обнаружения язвенной болезни;
  • биохимический анализ крови на содержание глюкозы и определение уровня гормонов при подозрении на эндокринные нарушения;
  • осмотр невролога и проведение тестов для диагностики поражения нервной системы;
  • анализ крови на ВИЧ и гепатиты В, С для поиска причины иммунодефицита;
  • осмотр оториноларинголога для обнаружения острого тонзиллита (ангины).

Проведение всех видов диагностических процедур необязательно, часто причина выясняется на начальном этапе. По результатам обследования подбирается схема терапии.

Варианты лечения

Терапия тесно связана с причиной возникновения состояния. Возможные схемы лечения:

• антибиотики + антисекреторные препараты + блокаторы гистаминовых рецепторов + ингибиторы протонного насоса при язвенной болезни;
  • противогрибковые средства в форме капсул, таблеток или капель при кандидозе;
  • вскрытие слюнных протоков и устранение закупорки;
  • коррекция гормональных нарушений препаратами-гормонозаместителями;
  • противовоспалительные препараты и местные противомикробные средства при глоссите;
  • инфузионная терапия и растворы для пероральной регидратации при обезвоживании;
  • антибиотикотерапия при остром тонзиллите;
  • антиретровирусная терапия при иммунодефиците на фоне ВИЧ.

Положительный эффект от лечения наступает сразу или спустя 3–5 дней. Если улучшений нет, может понадобиться смена терапии или повторное обследование.

Не нужно жить с болью в языке и терпеть её, надеясь на самоизлечение. Лучше своевременно обратиться к врачу, обнаружить причину и убрать её, чем дожидаться серьёзных осложнений.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории