Что делать, если долго болит голова и температура

Головная боль и повышенная температура снижают работоспособность и значительно ухудшают самочувствие. Если состояние сохраняется долго, это становится причиной беспокойства. В таком случае нужно выяснять, почему болит голова и температура 37°С третий день и более.

Причины состояния

Головная боль и температура

За повышение температуры тела отвечают особые вещества — пирогены. Они могут синтезироваться в организме (эндогенное происхождение) или поступать извне (экзогенным путём). Вторые, попадая внутрь, вызывают синтез первых, что и приводит в итоге к лихорадке.

к врачу терапевту

Вещества, стимулирующие синтез пирогенов:

• метаболиты стероидных гормонов;
  • полисахариды бактерий;
  • лекарство пирогенал (противовоспалительный препарат).

Также синтезировать пирогены могут сами лейкоциты — клетки крови, которые борются с инфекциями. Поэтому при простудных и других заболеваниях у человека повышается температура тела.

Пирогены могут продуцироваться клетками некоторых опухолей. Поэтому длительно сохраняющаяся лихорадка — повод для серьёзного обследования организма.

Некоторые препараты (лизергиновая кислота, кофеин и др.) действуют непосредственно на терморегуляцию. При их приёме температура тела повышается не за счёт пирогенов. Они могут провоцировать головную боль и лихорадку как побочный эффект, поэтому про их использование обязательно должен знать врач, который проводит обследование.

Возможные заболевания

Головная боль и температура

Обычно повышение температуры тела в сочетании с головной болью — признак простудного заболевания. Оно может быть вызвано бактериями (ОРЗ) или вирусами (ОРВИ). Длительно сохраняющаяся субфебрильная лихорадка может быть признаком герпетической инфекции в фазе обострения. Также подобные симптомы характерны для длительно протекающих воспалительных заболеваний.

При тревожных расстройствах и других лёгких нарушениях психики наблюдается повышение температуры и головные боли. Особенно часто они возникают на фоне сильных стрессов.

Так как клетки некоторых опухолей способны продуцировать пирогены, причиной долговременно сохраняющейся лихорадки может быть онкологическое заболевание. Беспокоиться стоит, если не обнаружены другие поводы для повышения температуры тела.

Головная боль и температура

План обследования всегда включает общий анализ крови и мочи. По их результатам можно определить наличие инфекции вирусного и бактериального происхождения, а также воспаление в мочеполовой системе. Также показателен биохимический анализ крови, включающий определение С-реактивного белка и ферментов печени.

В некоторых случаях показано назначение анализа на онкомаркеры. Определить необходимость его проведения может только врач по данным жалоб, анамнеза, осмотра и других исследований. Самостоятельное назначение этого анализа невозможно из-за большого числа показателей и неинформативности его в некоторых случаях.

Варианты лечения

Тактика терапии зависит от причины состояния. Возможные варианты лечения:

• антидепрессанты при тревожных расстройствах;
  • противовирусные при герпетической инфекции (Вамцикловир, Фамцикловир, Ацикловир и т. п.);
  • обильное питьё, постельный режим и частое проветривание при ОРЗ и ОРВИ;
  • противовоспалительные препараты при длительно текущих хронических заболеваниях;
  • инактиваторы токсических веществ и симптоматическая терапия при хронических отравлениях.

Успех терапии зависит не только от врача, но и от пациента. Если человек не готов к лечению и игнорирует рекомендации специалиста, шансы на выздоровление минимальны. Но при правильно выбранной тактике и соблюдении назначений облегчение состояния наступает уже через несколько дней.

Сыромолотова Галина Анатольевна
Терапевт, врач первой категории