Отек ноги в щиколотке

Отёки

Отек ноги в щиколотке — это не отдельное заболевание, а клиническое проявление такового. Основное нарушение, из-за которого происходит скопление жидкости внутри мягких тканей нижних конечностей, может прогрессировать скрыто. Отечность лодыжек возникает у людей разного пола и возраста. Детей следует записать на прием к педиатру, взрослым необходимо посетить терапевта. То, врач какого профиля будет заниматься лечением пациента в дальнейшем, зависит от вида выявленной патологии.

Причины

Когда отекают ноги в щиколотках, причина состояния может быть связана такими факторами, как:

• Беременность.
  • Наличие лишнего веса.
  • Повышенная проницаемость кровеносных сосудов.
  • Хаотичный прием лекарственных средств (антидепрессантов, гормональных препаратов).
  • Нарушение оттока лимфатической жидкости из тканей.

Другие факторы, вызывающие отечность лодыжек — значительная физическая нагрузка, ношение неудобной обуви, наличие гнойного новообразования на нижней конечности. Также симптом возникает на фоне повышения уровня артериального давления.

к врачу ортопеду

Виды

В зависимости от первопричины развития, отек лодыжек бывает инфекционным, посттравматическим, венозным. Также скопление жидкости внутри мягких тканей классифицируется на одно- и двустороннее — в зависимости от того, одна нога поражена или сразу обе. Исходя из наличия скрытых болезней, отеки щиколоток делятся на гидремические (вызванные нарушением состояния почек), кахектические (обусловленные проблемами с сердцем), механические, аллергические, застойные, невропатические.

Изначально пациента опрашивают о причинах появления отечности, осматривают область припухлости. Затем назначают прохождение:

• УЗИ органов брюшной полости.
  • ЭКГ.
  • Лабораторного исследования крови (в том числе, на определение уровня глюкозы), мочи.
  • УЗДГ кровеносных сосудов нижних конечностей.
  • Тонометрии.

Дополнительные виды диагностики зависят от особенностей конкретного клинического случая.

Болезни, при которых отекают щиколотки

Отёки

Симптом возникает при таких патологиях, как варикозное расширение вен, сахарный диабет, цирроз и печеночная недостаточность. Также скопление жидкости внутри мягких тканей нижних конечностей — проявление тяжелых нарушений сердца и почек; признак артрита, артроза, подагры.

Лечение

Зависит от вида выявленного нарушения. В 90% случаев патологическое состояние, вызвавшее отечность лодыжек, устраняют консервативным способом. Для этого применяют:

1. Медикаментозное воздействие. Если у пациента опухли ноги в щиколотках, ему назначают мочегонные средства (Фуросемид, Лазикс), прием рутина — витамина, укрепляющего стенки вен. Если выявлены проблемы с активностью сердца — назначают прием Верошпирона или его аналогов. Когда первопричина отечности ног — воспаление суставов, пациенту показано введение Диклофенака, хондропротекторов (Глюкозамина, Хондроитина), гормональных средств.
  2. Массаж. Мануальное воздействие направлено на восстановление кровоснабжения нижних конечностей.
  3. Коррекцию питания. Следует исключить из рациона соленые, острые, кислые, жирные, жарены продукты и блюда, ограничить водный баланс. Категорически противопоказано употребление кофе и алкоголя.
  4. Физиотерапевтические процедуры. Направлены на снижение отечности, восстановление подвижности, уменьшение болезненности, купирование воспаления.

Также необходимо отказаться от использования чрезмерно тесной, неудобной обуви; избегать чрезмерной нагрузки на голеностопные суставы.

В зависимости от характера выявленного нарушения, терапия проводится в отделении стационара или в амбулаторном режиме.

Богомолов Павел Анатольевич
Травматолог-ортопед, врач высшей категории