Отекают ноги

Отёки

Состояния, при которых отекают ноги, классифицируются в зависимости от локализации припухлости, причины развития, срока давности. Скопление жидкости в мягких тканях нижних конечностей — только один из многочисленных симптомов нарушения, присутствующего в организме. Заметив припухлость ног, следует посетить терапевта, а детей записать на консультацию к педиатру.

Причины

Существует несколько факторов, вызывающих отеки ног — причины, которые благодаря диагностике выявляют чаще всего:

• Ношение тесной, неудобной обуви на высоком каблуке.
  • Постоянная нагрузка на ноги (например, если это предполагается особенностями профессиональной деятельности).
  • Наличие заболевания внутренних органов.
  • Беременность.
  • Злоупотребление соленой пищей.
  • Наличие ожирения 2 и более степени.

Дополнительные причины отека ног — употребление большого количества воды, неконтролируемый прием препаратов различных групп (антидепрессантов, гормонов).

к врачу ортопеду

Виды

Отеки ног делятся на одно- и двусторонние. В зависимости от первопричины развития, симптом классифицируется на инфекционный, посттравматический, кахектический, гидремический, механический тип.

Для выяснения причины, вызвавшей отечность ног, пациенту нужно пройти:

• Лабораторное исследование мочи, крови (в том числе, на определение глюкозы, гормонов, электролитов).
  • ЭКГ.
  • Ультразвуковое сканирование кровеносных сосудов нижних конечностей.
  • Тонометрию.

Значительный объем информации специалист получает из опроса пациента и осмотра области поражения. Из беседы специалист узнает о факторах, предшествующих отечности тканей, и способах облегчения самочувствия.

Болезни, при которых возникают отеки ног

Отёки

Скопление жидкости внутри мягких тканей нижних конечностей — проявление варикозного расширения вен, ожирения, сахарного диабета; почечной, сердечной или печеночной недостаточности. Также ноги отекают из-за развития суставных заболеваний, таких как артрит, артроз, подагра.

Лечение

Если возникли отеки ног, лечение состоит из медикаментозного и мануального воздействия. Назначают:

• Препараты, улучшающие активность сердечной мышцы.
  • Медикаментозные средства, нормализующие состояние и функцию почек.
  • Лекарства, которые способствуют восстановлению хрящевой ткани (хондропротекторы).
  • Диуретические препараты. Мочегонные лекарства (Лазикс, Фуросемид и их аналоги) назначают для выведения излишка жидкости из тканей. Цель — уменьшение нагрузки на нижние конечности. Но применение диуретиков не решает основную проблему со здоровьем, из-за которой возникли отеки.
  • Нестероидные препараты. Устранение воспаления способствует самостоятельной ликвидации излишка жидкости из мягких тканей ног.
  • Гормональные средства. Их введение необходимо для подавления воспалительных процессов. Непременное условие для назначения Дексаметазона, Преднизолона или их аналогов — установленный факт, что причина развития отеков не связана с применением гормонов.
  • Рутин. Витамин, который способствует укреплению стенок кровеносных сосудов. В результате вены не выделяют выпот в мягкие ткани, и ноги не отекают.
  • Препараты, предназначенные для местного применения при варикозном расширении вен (например, Гепариновая мазь).

Дополнительно могут назначать антибиотики, миорелаксанты, тромболитические препараты. Это зависит от вида выявленного заболевания, вызывающего припухлость нижних конечностей.

В зависимости от степени тяжести выявленного нарушения, которое спровоцировало отек ног, и самочувствия пациента, проводят амбулаторное или стационарное лечение.

Богомолов Павел Анатольевич
Травматолог-ортопед, врач высшей категории